emou.ru

По моему соня святая или порочная. Духовный подвиг сони мармеладовой. Постановка цели урока

Сочинение. Соня Мармеладова — падшая или святая? в романе «Преступление и наказание»

Сочинение.

Соня Мармеладова — падшая или святая? в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?
Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.
Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.
Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.
Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.
Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

Тема: Соня Мармеладова – святая или грешница? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Класс: 10

Цели:

Раскрыть образ Сони Мармеладовой;

Понять, почему Соня – нравственный идеал писателя;

Показать, что Соня сильнее Раскольникова, что именно она ведет его к вере и покаянию.

Эпиграф: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и отец ваш не простит вам согрешений ваших»

Евангелие от Матфея

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, кого мы можем назвать грешником, а кого – святым человеком?

На доске (экране) два определения

Святой человек - человек, живущий по Законам Божиим, посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религий, а также сумевший побороть грех в собственной душе.

Грешник – тот, кто имеет грехи, живет во грехе, исполненный греха.

Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос нашей темы? (Узнать, какие поступки делают Соню грешницей, а какие – святой)

3. Работа по теме урока

- Для того чтобы понять, что делает Соню святой, а что грешницей, нужно хорошо знать библейские сказания. Сегодня мы будем работать таким образом: на доске вы увидите цитаты, ваша задача – доказать, нарушает их Соня или соблюдает.

В процессе работы заполняется таблица (цитаты можно взять из таблицы)

То, что делает Соню святой

То, что делает Соню грешницей

1. «А я вам говорю не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку вою, обрати к нему и другую (…) Просящему у тебя дай» (Новый Завет)

Соня на грубое обращение Катерины Ивановны отвечает добром, стремиться помочь, даже переступив через моральные устои.

2 . «Нет большего подвига, нежели тот, в котором человек погубит душу свою за други своя» (Апостол Павел)

Соня идет на самопожертвование ради других.

«Не прелюбодействуй» (библейская заповедь)

Занимается проституцией, чтобы помочь семье

3. «Бог есть любовь», «Да любите друг друга», «Возлюби ближнего своего как самого себя», «Почитай отца и мать» (Ветхий Завет)

Соня любит отца-пропоицу, жестокую мачеху, прогнившего Лужина, убийцу Раскольникова.

4. «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Евангелие от Матфея)

Прощает всех, кто так или иначе причиняет ей боль.

5. История Иисуса Христа, который пошел на самопожертвование. Он, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога... Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (послание евреям от апостола Павла)

Страдает духовно и физически – это путь к искуплению вины и вечной жизни, это роднит Соню с Иисусом.

6. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоей» (Евангелие)

Соня искренне и твердо верит в Бога, единственна книга, которую она читает – это Евангелие, сломить ее веру не может даже Раскольников, который выступает как змей-искуситель.

7. «Научай их законам Божьим, указывай им путь Его» (Ветхий Завет)

Соня ведет Раскольникова к вере к любви, к прощению через страдания.

4. Подводи итоги

Учитель:

- «Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало прощается, тот мало любит», «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Евангелие от Луки)

Ребята, посмотрите, что у нас получилось: того, что делает Соню святой, гораздо больше, чем делает ее грешницей. Так что же мы выберем: Соня – святая или грешница?

Ученики:

Соня Мармеладова: святая или грешница? Домашнее задание к уроку:  дать своё толкование или найти в словарях определения следующих слов “крест”, “грех”, “святой”, “любовь”;  главы для анализа: ч.1, гл.2; ч.4, гл.4; ч.5, гл.4; эпилог;  подумать над символичностью цифры “4”. “Человек есть тайна. Если будешь разгадывать всю жизнь, не считай, что напрасно потерял время”. Ф.М.Достоевский     Слова для темы урока: “крест”, “грех”, “святой”, “любовь”; Соня Мармеладова: святая или… Подберите слово с противоположным значением. Над чем нам следует подумать, чтобы ответить на этот вопрос? Какие слова в теме рождают вопросы? Христос и грешница К.Кривелли. Мария Магдалина. Баккьякки. Мария Магдалина Лексическая работа Крест (церк.) - - символ вечной жизни; - знак искупительного страдания; - грех – поступок, противный закону Божию (по В.Далю); - святой (церк.) - человек, сумевший побороть грех в собственной душе; - непорочный и угодный Богу, первообраз человека (В.Даль); - любовь (церк.) – закон, связывающий человека и Бога (по Достоевскому: “Бог есть любовь”). КРЕСТ, –а, м. 1. Фигура из двух пересекающихся под прямым углом линий. Нарисовать к. Сложить руки крестом (скрестив на груди). 2. Символ христианского культа-предмет в виде узкой длинной планки с перекладиной под прямым углом (или с двумя перекладинами- верхней, прямой, и нижней, скошенной). К. четырёхконечный (с одной перекладиной). К. шестиконечный (с двумя перекладинами). К. восьмиконечный (с тремя перекладинами). К. на куполе церкви. Могильный к. Нательный к. Наперсный к. (знак награды священника: большой крест, носимый на груди поверх облачения [от стар. перси- грудь]). Фигура Христа на кресте (распятие). 3. У христиан: молитвенный жест рукой ото лба к груди, правому и левому плечу, изображающий такую фигуру. Осенить крестом. Распятие с предстоящими ГРЕХ, –а, м. 1. У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Вольный, невольный г. Тяжкий, смертный г. 2. То, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины. Г. на душе лежит. Взять г. на душу. Снять г. с души. Все мы не без греха. 3. Предосудительный поступок. Вспомнить о грехах прошлого. Грехи молодости (шутл.). Не клади плохо, не вводи вора в грех (посл.). 4. в знач. сказ., с неопр. Грешно, нехорошо (разг.). Над старостью смеяться г. Г. обижаться (нельзя, не стоит обижаться, быть недовольным). Грех пополам (прост.) - придётся обоим отвечать за какую–н. вину, ошибку. Долго ли до греха (разг.) - легко может случиться беда. И смех и грех (разг.) - и смешно и досадно. Как на грех (разг.) - как будто нарочно. Как смертный грех (страшен, некрасив кто–н.) (разг.) - очень страшен, некрасив. Не грех (бы), с неопр. (разг.) - хорошо бы, можно, нужно было бы. Не грех бы отдохнуть. От греха (подальше) (разг.) - во избежание неприятности. С грехом пополам (разг.) - кое-как, еле-еле. Что или нечего греха таить (разг.) - нужно, следует признаться. СВЯТОЙ, –ая, –ое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, –ого, м. В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых. Святая истина - о чём–н. бесспорном, неоспоримом. Святая святых (высок.) - нечто самое дорогое, сокровенное [первонач. место в Иерусалимском храме, в котором хранились заповеди Моисея]. Святые места - места, связанные с представлениями о божественных деяниях, чудесах, жизни святых угодников. Паломничество к святым местам. Хоть святых выноси (разг.) - о невообразимом шуме, беспорядке. Свято место пусто не бывает (разг. ирон.) - всегда найдётся тот, кто займёт какое–н. освободившееся место, должность. Свят-свят-свят! (устар. разг.) - заклинание, ограждающее себя от чего–н. опасного, страшного. Как Бог свят (устар. разг.) - божба. “А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет: “Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…” (ч.1, гл.2) Откуда Мармеладов цитирует эти слова? Из Библии: “Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало прощается, тот мало любит” Как вы понимаете слова “возлюбила многое”? Кого “возлюбила” Соня? Любит людей, и через эту любовь поднимается до любви к Богу. Вспомним толкование слова “любовь” по Достоевскому ЛЮБОВЬ, любви, тв. любовью, ж. 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Л. до гроба (вечная). Л. прошла, ушла, угасла. Страдать, сгореть, умирать от любви. Страстная, взаимная, безответная, платоническая, романтическая л. Л. с первого взгляда (возникшая сразу с первой встречи). Склонить к любви. Любовью не шутят (посл.). Л. не картошка (не пустяк, не безделица; прост. шутл.). Дитя любви (о желанном и любимом ребёнке). Л. зла (о том, что любимого не выбирают). 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям. Слепая л. (всепрощающая). Л. к ближнему. Относиться к своему делу с любовью (любовно). 3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем–н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным. 4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто–н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). Он (она) - его (её) первая (или последняя) л. Он её очередная л. 5. Пристрастие, вкус 2 к чему–н. Л. к спиртному, к сладкому, к нарядам, к комфорту. 6. Интимные отношения, интимная связь (прост.). Заниматься любовью. Тайная любовь - 1) скрываемые любовные чувства; 2) внебрачные любовные отношения. Совет да любовь! (разг.) - пожелание благополучия вступающим в брак. Крутить любовь (прост.) - об ухаживаниях. Раскольников = Соня Иоанн Лествичник, христианский просветитель, живший в V в. н.э., представлял жизнь человека в виде лестницы, по которой человек движется к богу или удаляется от него. ИОАНН “На каждой ступеньке бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку”. Аскетико- - Кого мы можем назвать ангелами Раскольникова? - Что выступает в виде беса? ЛЕСТВИЧНИК (до 579 - ок. 649), византийский религиозный писатель. дидактический трактат «Лестница, возводящая к небесам» был распространен в восточнохристианских Попробуйте выстроить цепочку движения человека к Богу или падение человека в ад. странах. Нарисуйте лестницу, на ней расположите следующие слова: а) любовь, вера, сочувствие, сострадание, жертвенность; б) безверие, бунт, презрение к людям, неверие в любовь, своеволие. Движение человека к Богу Падение человека в ад Урок в 10 классе Учитель Казакова Т.В. Санкт-Петербург

У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?

Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.

Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.

Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.

Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

У всех героев романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова, – кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?
Соня – девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец

Женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.
Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.
Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал “юродивой”, узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.
Соня помогает Раскольникову “воскреснуть” благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не “дрожащую тварь”, не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.
Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

  • Соня Мармеладова Падшая Или Святая Об

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Роман “Преступление и наказание” написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о “счастье человечества” сочетаются в Достоевском с неверием в насильственную переделку мира. Думая, что ни в каком устройстве общества Read More ......
  2. Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными Read More ......
  3. Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом. Мысль о том, что он Read More ......
  4. Наибольший такой вклад сделала Соня Мармеладова. Она помогла герою понять, кто она, а кто он, что ему дает признание, для чего им нужно жить, помогла душевно воскресить и посмотреть на себя и на других по-другому. Это была хорошенькая девушка лет Read More ......
  5. Мне кажется, что сцену чтения Евангелие Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Read More ......
  6. В своем идеологическом романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский предлагает сложную систему персонажей, призванную раскрыть образ главного героя и развенчать его теорию “благодетельного тиранства”. Автор особо выделяет двух героев, которые советуют Раскольникову сделать явку с повинной. Это Порфирий Петрович Read More ......
  7. Соня, тихая Соня… Маленькая, хрупкая, пугливая, с робким выражением ясных синих глаз… Почему, почему ей отпущено столько горя, зачем эти прекрасные глаза полны слез? Она еще почти совсем ребенок, а за спиной уже восемнадцать лет лишений, разочарований и потерь. Она Read More ......
  8. Сонечка Мармеладова Характеристика литературного героя “Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из рассказа Мармеладова. В первый раз вернувшись домой Read More ......
Соня Мармеладова – падшая или святая?

Загрузка...