emou.ru

Образ Маши Мироновой в повести Пушкина «Капитанская дочка. Характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» Пушкина А. С Анализ образа маши мироновой капитанская дочка

Татьяна Ларина, Мария Троекурова, Лиза Муромская, Людмила и другие. Однако одной из самых необычных женщин в его прозе стала главная героиня «Капитанской дочки». Чем же образ Маши Мироновой отличался от других? Давайте разберемся.

Немного о предыстории написания повести «Капитанская дочка»

Хотя повесть называется в честь главной героини, в центре сюжета находится ее возлюбленный - Петр Гринев и бунтовщик Емельян Пугачев. Более того, изначально в произведении бунту Пугачева было уделено значительно больше места, а главным героем должен был стать офицер, примкнувший к восставшим (Швабрин).

Однако такое построение сюжета представляло бунт с позитивной стороны. А в Царской России времен Пушкина цензура была весьма строгой, и повесть, фактически восхваляющая антимонархическое восстание, могла остаться неопубликованной.

Зная об этом, Александр Сергеевич сменил настроение главного героя, сократил упоминания о бунте и его причинах и сосредоточил сюжет на истории любви. В результате всех этих переделок образ Маши Мироновой оказался в центре всех событий. Хотя в честь этой героини и названа повесть, тем не менее Гриневу и его взаимоотношениям с Пугачевым в произведении все также уделено немало внимания.

Биография Марии Мироновой

Прежде чем подробно рассмотреть образ Маши Мироновой, кратко стоит узнать о содержании повести «Капитанская дочка». При этом более целесообразно представить события не с точки зрения Гринева-рассказчика, а как часть биографии героини.

Мария Ивановна Миронова была единственной дочкой капитана Белгородского гарнизона Ивана Кузьмича и его волевой жены - Василисы Егоровны.

Чуть ранее знакомства с Петром Гриневым к ней сватался офицер Алексей Швабрин. Учитывая, что Миронова была бесприданницей, молодой человек был для девушки отличной партией в финансовом и социальном плане. Однако Мария не любила его, поэтому ответила отказом.

Обиженный офицер, затаив обиду, начал распространять о девушке лживые слухи. Эти наветы способствовали тому, что Гринев поначалу относился к Маше негативно. Но познакомившись с ней поближе, увлекся девушкой, вызвал на дуэль клевещущего Швабрина и был ранен.

Выхаживая его, Маша Миронова искренне влюбляется в Гринева, и тот предлагает ей руку и сердце. Получив согласие любимой, шлет письмо отцу, сообщая о намерении жениться и прося благословения.

Но на пути счастья Маши и Петра вновь становится Швабрин, который сообщает родным Гринева о дуэли и ее причине. Теперь отец отказывает сыну в благословении. Маша не желает ссорить любимого с его семьей и отказывается тайно выходить за него замуж.

Тем временем Емельян Пугачев поднимает бунт, объявив себя Петром II. Его армия движется к Белгородской крепости. Комендант, понимая, что они обречены, пытается спасти Машу: переодевает ее в крестьянскую одежду и прячет в доме священника. Когда пугачевские войска берут крепость, большинство ее обитателей переходят на сторону мятежника. Однако несколько офицеров остаются верными присяге. За это их казнят.

Единственный, кому удается выжить - это Гринев, который когда-то помог Пугачеву, не зная на тот момент, кто он. Вместе с верным слугой Петр отправляется в Оренбургскую крепость. Но Марию, оставшуюся сиротой, взять с собой он не имеет возможности, так как она тяжело заболела.

Об убежище Марии становится известно Швабрину, присягнувшему Пугачеву и назначенному комендантом Белгородской крепости. Офицер запирает девушку и требует, чтобы она вышла за него замуж. Получив очередной отказ, морит ее голодом.

Девушке удается передать письмо любимому, и он спешит ей на помощь. Хотя Гринева вновь захватывают сторонники Пугачева, «воскресший Петр II» еще раз милует юношу и помогает ему воссоединиться с любимой.

Преодолев массу препятствий, Маша и Петр добираются домой к Гриневым. Личное знакомство с невестой юноши благотворно подействовало на Андрея Гринева, и он согласился на брак.

Но пока мятеж не подавлен, Петр считает своим долгом воевать. Скоро бунт удается усмирить. Среди арестованных оказывается и Швабрин, который, дабы отомстить Гриневу, клевещет на него. Петр тоже арестован и приговорен к ссылке. Боясь за судьбу Маши, он ничего не рассказывает о причинах своих отношений с Пугачевым.

Узнав об этом, Маша самостоятельно едет в столицу, чтобы рассказать правду и спасти Гринева. Судьба оказывается милостивой к ней: она случайно знакомится с царицей Екатериной. Не зная, кто ее собеседница, девушка рассказывает всю правду, и императрица милует юношу. Тогда влюбленные отправляются домой и женятся.

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Разобравшись с биографией, стоит больше внимания уделить характеру героини. На протяжении всей повести Пушкин образ Маши Мироновой преподносит как образ девушки из народа. Именно по этой причине к каждой главе, в которой она фигурирует, подобран эпиграф из народных песен.

На момент начала действия Маше уже 18 лет, и по меркам тех времен - она уже засиделась в девках. Несмотря на это, миловидное создание не превратилось в жадную искательницу мужа. Маша не старается прихорашиваться, а одевается просто. Свои белокурые волосы гладко зачесывает в обычную прическу, а не сооружает из них замысловатые композиции, как было принято у дворянских барышень тех времен.

Смирение и авантюризм - две стороны характера Марии Мироновой

Хотя некоторые исследователи называют Миронову вариацией образа Татьяны Лариной - это спорное утверждение. Ведь девушки очень разные. Так, Татьяна поначалу активно борется за свою любовь, нарушая определенные нормы приличия (признается в любви мужчине первой), но позже смиряется, выходит замуж за выбранного родителями богатого и знатного мужчину и отказывает Онегину.

У Марии Мироновой все иначе. Полюбив, она полна смирения и готова отказаться от своего счастья для пользы Гринева. Но когда любимому угрожает ссылка, девушка проявляет невиданное для себя мужество и едет просить за него саму царицу.

Стоит отметить, что такой поступок для барышни XIX в. был настоящей дерзостью. Ведь не имея нужных связей в обществе, незамужняя девица, всю жизнь прожившая в глухой провинции, едет в Петербург. А в те времена кроме царицы остальным женщинам империи не особо дозволялось вмешиваться в «мужские» дела вроде политики. Получается, поступок Маши - это авантюра.

Иногда исследователи сравнивают и с другой пушкинской героиней этот образ (Маша Миронова - «Капитанская дочка»). Речь идет о героине романа «Дубровский» Маше Троекуровой, которая в самом финале не нашла в себе мужества добиться своего счастья и сдалась на волю обстоятельств.

Отдельные литературоведы утверждают, что образ Маши Мироновой непоследователен. Ведь проявляя постоянно покладистый характер и благоразумие, в финале она неизвестно откуда берет необычайную смелость, хотя по логике должна была бы смиренно поехать в ссылку, как жены декабристов или Сонечка Мармеладова из романа Достоевского «Преступление и наказание». Такую перемену в нраве можно объяснить тем, что девушка в короткий срок потеряла любимых родителей, пережила массу потрясений, и, чтобы выжить, вынуждена была измениться и стать смелой.

Отношения Маши с родителями

Рассматривая образ Маши Мироновой, стоит обратить внимание на ее отношения с семьей. Родители девушки были людьми искренними и честными. По этой причине карьера у отца особо не сложилась, да и состояние скопить Мироновым не удалось. Хотя они не бедствовали, но денег на приданое для Машеньки не имели. Поэтому особых перспектив в плане замужества у девушки не было.

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна хотя и воспитали дочь приличной девушкой с благородной душой, но ни образования, ни положения в обществе ей не предоставили.

С другой стороны, они всегда учитывали мнение дочери. Ведь когда она отказалась от прекрасного жениха (Швабрина), который мог бы обеспечить ее будущее, Мироновы не стали упрекать и неволить девушку.

Капитанская дочка и Швабрин

Отношения с Алексеем Ивановичем особо характеризуют Машу. Хотя этот герой был некрасив собою, но он был достаточно образованным (говорил по-французски, разбирался в литературе), обходительным и умел очаровать. А для юной провинциальной простушки (которой, в сущности, и была героиня) вообще мог казаться идеалом.

Его сватовство с Мироновой выглядело как большая удача для «престарелой» бесприданницы. Но девушка внезапно ответила отказом. Возможно, Маша почувствовала подлую сущность несостоявшегося жениха или узнала какие-то слухи о его поведении. Ведь тот когда-то предлагал Гриневу соблазнить девушку за пару сережек, а значит, мог иметь опыт подобного соблазнения других барышень. А может Швабрин просто не понравился юной и романтичной Маше. Такие наивные девушки склонны влюбляться в красивых и немного глуповатых парней вроде Гринева.

Почему ее отказ так задел мужчину? Возможно, тот хотел жениться на ней, чтобы в будущем стать приемником ее отца. А поскольку невеста была без приданого и имела покладистый нрав, то герой рассчитывал, что она до конца своих дней будет ему благодарна. Но провинциальная бесприданница внезапно ответила отказом, разрушив его честолюбивый план.

Образ Маши Мироновой, в частности, ее высокая нравственность, более подробно раскрывается в свете дальнейших взаимоотношений с несостоявшимся женихом. Она никак не оправдывалась, когда тот распускал о ней сплетни. А оказавшись в его власти, когда Швабрин пытался морально сломать ее, мужественно выдержала испытание.

Маша Миронова и Петр Гринев

Взаимоотношения этих персонажей также весьма показательны. Их любовная история выглядит весьма традиционно: стихи, дуэль, запрет родителей и преодоление массы препятствий на пути к своему счастью. Но через эту историю показана вся глубина душевного благородства Маши. Ее чувства являются более осмысленными и глубокими, нежели у Гринева. В частности, очень любя своих родителей, девушка не желает размолвки между Петром и его отцом.

Первое расставание она переносит более стоически, чем Гринев, который мечется и оказывается на грани того, чтобы либо сойти с ума, либо предаться распутству.

После захвата крепости Пугачевым и убийства родителей Маши любовь героев только крепнет. В определенный момент каждый из них, рискуя жизнью, спасает другого.

Прототипы капитанской дочки

У Маши Мироновой было несколько прототипов, на основе которых Пушкин и создал этот образ. Так, в те времена был распространена шутка о встрече немецкого правителя Иосифа II с дочкой неизвестного капитана. Впоследствии Александр Сергеевич адаптировал ее под историю встречи с Екатериной II и даже назвал так повесть - «Капитанская дочка».

Своей простотой и близостью к народу Миронова обязана героине Вальтера Скотта - Джини Динс ("Эдинбургская темница"). Ради спасения своей сестры эта скромная и благородная шотландская крестьянка поехала в столицу и, добившись аудиенции у королевы, спасла несчастную от смертной казни. Кстати, из этого же романа Пушкин позаимствовал идею, использовать слова народных песен в качестве эпиграфов.

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» изображено множество ярких и самобытных персонажей - мужественных,

решительных, справедливых. Однако мое внимание больше всего привлекла Маша Миронова - главная героиня произведения, дочь капитана Миронова.

Жизнь Маши проходит в Белогорской крепости, комендантом которой является ее отец. Портрет девушки ничем не примечателен: ей около восемнадцати лет, она «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Мать считает ее «трусихой», а злобный Швабрин характеризует девушку как «совершенную дурочку».

Однако дальнейшее знакомство показывает, что Маша имеет множество достоинств: она радушная, искренняя, милая, «благоразумная и чувствительная» девушка. Ее ровный характер и приветливость не могут оставить окружающих равнодушными.

Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина. Беззащитную девушку не могут сломить ни сила, ни угрозы, она готова скорее умереть, чем согласиться выйти замуж за нелюбимого человека. Оставшись без родителей, разлученная со своим женихом, Маша решается в одиночку бороться за свое счастье.

Узнав об аресте Петра Гринева и об обвинении его в измене и предательстве, она едет в Петербург с намерением подать прошение государыне. Уверенная в невиновности любимого, она так просто и искренне рассказывает о его отношениях с предводителем бунтовщиков Пугачевым, что склоняет на свою сторону Екатерину П. «По именному приказу» Гринева освобождают из заключения, кроме того, императрица берется устроить состояние осиротевшей Маши.

Я считаю, что Маша Миронова - одна из лучших героинь в русской литературе. В ней гармонично сочетаются нежность и сила воли, женственность и решительность, чувственность и ум. Знакомство с этой девушкой вызывает искреннюю симпатию и расположение. Мне очень хочется стать похожей на Машу, потому что я считаю ее идеалом женщины.

    Историческая повесть «Капитанская дочка» - последнее произведение А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный...

    Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, “круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами”. По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов...

    Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет...

    Образ и характер Швабрина в повести Капитанская дочка Швабрин - аристократ, ранее служивший в гвардии и за дуэль сосланный в Белогорскую крепость. Он умён, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но к народу, ко всему, что не касается его личных...

    Как «Медный всадник» связан с «Историей Петра», так и «Капитанская дочка» у Пушкина вырастает из «Истории Пугачева». Пушкин художник в зрелом периоде своего творчества опирается на собственные исторические изыскания и труды, которые ставят его воображению...

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Во многих произведениях А.С. Пушкина женские образы играют главную роль. В Маше Троекуровой («Дубровский»), Татьяне Лариной («Евгений Онегин»), Маше Мироновой («Капитанская дочка») много общего. В этих характерах воплощены лучшие черты русских женщин: умение глубоко и сильно любить, чувство долга, самоотверженность. Маша Миронова – главная героиня романа, что видно из его заглавия. Она дочь небогатых людей, добрых и честных. По сравнению с ней Гринева Василиса Егоровна считает богатым человеком, ведь у Маши нет приданого, одна крепостная девка Палашка. Ее внешность обыкновенна: «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Она скромная, робкая, «трусиха». Когда капитан Миронов стрелял из пушки в именины Василисы Егоровны, она «чуть со страху на тот свет не отправилась». Но по мере знакомства с ней Гринева глубже и по-иному раскрывается ее характер. Она не согласилась выйти замуж за Швабрина, потому что он ей «противен». Полюбив Гринева, она также не соглашается выйти за него замуж без благословения его родителей: «без их благословения не будет счастия». Причем она говорит Гриневу, что он свободен от каких-либо обязательств: «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – Бог с тобою, Петр Андреич, а я за вас обоих…» Она заплакала и ушла, но ясно, что девушка готова пожертвовать своим счастьем ради счастья любимого человека. Маше приходится перенести много испытаний: во время взятия Белогорской крепости погибают ее родители. В нервной горячке она не осознает происходящего, ее скрывает у себя попадья, выдавая за свою племянницу. А потом оказалось, что комендантом крепости назначен Швабрин, заставляющий ее стать его женой. Он угрожает выдать Машу пугачевцам, запирает ее на замок, держит на хлебе и воде. И здесь происходит невероятное: робкая трусиха, «бледная, худая», «в крестьянском оборванном платье», Маша проявляет решительность и силу духа. Она говорит Пугачеву: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Так же самоотверженно она заступается за Гринева, когда его арестовали. Одна, только с Палашкой и Савельичем, она едет в Петербург добиться милости Екатерины II. Она не боится возразить государыне, оправдывая великодушие Гринева, то, что он всю вину берет на себя. Получив прощение для Гринева, она «не полюбопытствовав взглянуть на Петербург», в тот же день поехала обратно в деревню. Итак, мы видим, как раскрываются в Марье Ивановне Мироновой лучшие черты русского национального характера.

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» (2 вариант)

Маша Миронова - главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это застенчи­вая, скромная, с непримечательной внешностью де­вушка: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круг­лолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Гринев воспринял капитанскую дочку с предубеждением, так как Швабрин описал ее «совершенною ду­рочкою».

Однако постепенно между Петром Гриневым и ка­питанской дочкой возникает взаимная симпатия, пе­реросшая в любовь. Маша внимательна к Гриневу, ис­кренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным («Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причинен­ное всем моею ссорою с Швабриным»). Чувства героев друг к другу полностью обнаружились после тяжело­го ранения, полученного Гриневым на дуэли. Маша не отходила от раненого, ухаживая за ним. Героине не свойственно жеманство, она просто говорит о своих чувствах («она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности...»).

К главам, в которых появляется Маша Миронова, автор в качестве эпиграфов подобрал отрывки из рус­ских народных песен, пословиц: Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова.

Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. Использование подобных эпиграфов, по содержа­нию своему отвечающих той или иной ситуации, слу­жит одним из средств поэтизации образа Маши Миро­новой, а также позволяет А. С. Пушкину подчеркнуть высокие духовные качества своей героини, ее бли­зость к народу.

Маша - небогатая невеста: по словам Василисы Егоровны, из приданого у дочери - «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить»; но она не ставит себе целью обеспечить свое материальное благополучие путем брака по расчету. Она отвергла предложение Швабрина о замужестве, потому что не любит его: «Я не люблю Алексея Ива­ныча. Он очень мне противен... Алексей Иваныч, ко­нечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под вен­цом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за ка­кие благополучия!».

Дочь коменданта воспитана в строгости, послушна родителям, проста в общении. Узнав, что отец Грине­ва против брака сына с нею, Маша расстроена, но сми­ряется с решением родителей любимого: «Видно мне судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич, будьте хоть вы счастливы...» В этом эпизоде раскрывается глубина ее натуры, Маша, чувствуя ответственность за любимого, отказывается венчаться без родитель­ского благословения: «Без их благословения не будет тебе счастия».

Испытания, выпавшие на долю девушки, воспиты­вают в ней стойкость и мужество. Родители считали Машу трусихой, потому что та до смерти испугалась пушечного выстрела на именинах Василисы Егоров­ны. Но когда Швабрин под страхом смерти вынужда­ет ее выйти за него замуж, Маша предпринимает все возможное для своего спасения. Оставшись сиротой, лишившись дома, девушка сумела выстоять, не утра­тив своих духовных качеств. Считая себя виновницей ареста Гринева и понимая, что ради спасения ее чести он ни за что не произнесет на суде ее имени, Маша ре­шается ехать в Петербург и самостоятельно составля­ет план действий, чтобы восстановить справедли­вость. Большую роль в этом сыграла и способность Маши располагать к себе людей, различных по харак­теру и социальному положению.

Какой смысл заключен в названии повести? Поче­му «Капитанская дочка», ведь главным героем произ­ведения является скорее Петр Гринев? Конечно, со­бытия, происходящие в повести, так или иначе связа­ны с образом Маши Мироновой. Но я считаю, что А. С. Пушкин стремился показать, как в тяжелых ис­пытаниях проявляются человеческие качества, под­час скрытые. Честность, нравственность, чистота - основные качества Маши Мироновой - позволили ей победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» (3 вариант)

Повесть «Капитанская дочка»- последнее большое произведение А.С.Пушкина, отразившее его дар прозаика. Это повесть не только о таком значительном событии, как история пугачевского бунта, всколыхнувшего Россию. Это еще и повесть о любви, удивительно светлой.
Обращает на себя внимание уже название повести - «Капитанская дочка», предупреждающее читателя о том, что в этой книге большое внимание уделяется любовной, лирической линии. Действительно, казалось бы, в повести речь идет о важнейших событиях русской истории: о знаменитом бунте, о такой легендарной фигуре, как Е. Пугачев, о котором говорила вся огромная Русь. А вот в название романа вынесено упоминание о Маше Мироновой, простой, скромной девушке. Она и есть капитанская дочка.
Любовь Петра Гринева и Маши Мироновой рождается в преддверии страшных исторических событий, унесших жизни многих людей. Любовь молодых людей будет подвержена серьезным испытаниям.
Маша Миронова появляется впервые на страницах повести во время обеда в крепости и не производит на молодого человека никакого впечатления. Дело в том, что подлый Швабрин постарался «описать» ее «совершенною дурочкой». Причина в том, что было задето мужское самолюбие этого бессовестного человека: Маша наотрез отказывается уступить довольно бесцеремонным ухаживаниям Швабрина.
А между тем, «дурочка» Маша быстро поняла, что представляет собой Алексей Иванович, который так хочет казаться хорошим, добрым. Гордая Маша отказывается от подарков, что сулит ей Швабрин, хотя явно неизбалованна ими («Одна беда: Маша девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег…)
Все дальнейшее повествование строится так, что образ «дурочки», как представляет ее Швабрин, и «трусихи» (так называет Машу ее мать, Василиса Егоровна), вырастает до образа сильной, мужественной девушки, гордой и мудрой.
Маша из той категории людей, скромных, незаметных, на первый взгляд, заурядных, которые в трудную минуту преображаются, демонстрируют душевные силы, энергию.
«Трусиха» Маша предпочитает жить взаперти, на хлебе и воде, но не дает согласия стать женой беспринципного, подлого Швабрина: Маша верна любимому человеку и своим высоким моральным принципам.
«Трусиха» Маша ради любимого человека пойдет к самой императрице всея Руси, дабы сказать государыне о невиновности своего жениха, просить великой милости - даровать ему свободу. А ведь подобный шаг могла сделать только отважная, сильная девушка. Не так-то это просто: решиться на встречу и беседу с самой императрицей, расположить ее к себе.
Дав своему произведению такое название - «Капитанская дочка» - Пушкин подчеркнул, что его волнует прежде нравственная проблематика и что Маша олицетворяет собой душевную чистоту, благородство, мужество и скромность.

«Капитанская дочка» стала, пожалуй, последним крупным произведением А.С. Пушкина. В это время классик всерьёз увлекается историческими реалиями. Особый интерес у него вызывает история крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Александр Сергеевич месяцами проводит в архивах, изучая все документы, способные пролить свет на эти страшные для России события.

Он задумывает создать роман о дворянине-отщепенце, присоединившемся к Пугачёву и служившем ему верой и правдой. Однако этот сюжет не «приживается» у автора. Изначальная задумка претерпевает множество изменений; роман подвергают цензуре. В конечном счёте «Капитанская дочка» превращается в удивительную историю любви, разворачивающуюся в страшные «бунташные» годы.

Несмотря на то, что главным героем романа, несомненно, является Пётр Гринёв, молодой дворянин, служащий в Белогорской крепости, он, который занимает огромный пласт художественного времени в тексте «Капитанской дочки», на самом деле является лишь очередной ступенью к пониманию образа, без преувеличения, центральной, важнейшей фигуры романа - образа Маши Мироновой.

Да-да, именно эта девушка, слабая телом, «трусиха», как скажет про неё мать, Василиса Егоровна, скромная бесприданница станет тем героем, тем идеалом человеческой нравственности, какой в своё время А.С. Пушкин сделал свою Татьяну Ларину. Многие её черты отразятся и в образе Маши Мироновой.

Для того, чтобы правильно трактовать образ этой героини, сперва нужно разобраться в смысловой наполненности, в замысле и идее «Капитанской дочки».

Интересно, что это итоговое произведение «Солнца русской поэзии». Пушкин потратил несколько лет на создание черновиков, неоднократно менял сюжет, способный как можно лучше отразить основную мысль, им задуманную. Дело в том, что этот роман, по признанию самого автора, есть завещание Гения. Недаром он помещает простой, но органичный эпиграф: «Береги платье снову, а честь смолоду». Именно эта мысль пройдёт красной нитью через всё повествование.

Известно, что в последние годы жизни А.С. Пушкин стал особенно близок к религии. Он интересовался христианством и сам был глубоко верующим человеком. В этом контексте особенно раскрываются слова «беречь», «хранить», «соблюдать», так часто встречающиеся на протяжении книги. Они перекликаются с библейским сюжетом, заключительным в Евангелии от Матфея: Христос призывает апостолов продолжать его дело и соблюдать Его заповеди. Честь же - один из важнейших критериев христианской нравственности. И истинной носительницей этой нравственности становится Маша Миронова.

Автор неспроста называет свою героиню библейским именем - и не простым, а именем самой Богородицы! Он подчёркивает значимость девушки, значимость женщины как продолжательницы человеческого рода, а также её чистоту, непорочность, истинное благородство. Машеньке чужды расчётливость, подлость и коварство: она самая первая замечает гнусные повадки Швабрина; она отказывается от его предложения, выбирая незавидную участь старой девы, потому что выйти замуж за нелюбимого человека для неё равносильно продаже самого своего существа; внешнее благополучие отказывается для неё абсолютно незначительным по сравнению с благополучием собственной души. Именно поэтому она отказывается обвенчаться с горячо любимым Петром Гринёвым до тех пор, пока его родители не дадут им своего благословения.

…Пушкин не наделяет Машу никакими внешне притягательными чертами: у неё самая обыкновенная наружность («круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели»). Капитанская дочка слаба здоровьем; она диковата и пугается даже «ружейного выстрела». На её долю приходится множество жестоких испытаний: на её глазах убивают родители, предатель-Швабрин принуждает её к замужеству и грозится в противном случае выдать её бунтовщикам… Несмотря на все эти жизненные перипетии Маша Миронова сохраняет свою нравственную чистоту, высокую духовность. Она является носительницей идеалов христианской нравственности. Девушка не склоняет головы перед предателем; ей проще погибнуть, сохранив свои честь и достоинство, чем жить среди низменности и грязи.

Как истинная Женщина, «трусиха»-Маша отправляется в столицу, чтобы лично просить милости и у государыни-императрицы. Девушка чувствует себя виноватой в аресте своего возлюбленного, Петра Гринёва. Внутренние терзания не позволяют Маше опустить руки. Невзирая на все невзгоды и трудности, она, чистая, искренняя и добрая, открывает свою историю неизвестной, которая окажется её спасительницей.

В этом истинно христианском романе на фоне ужасающих исторических событий Пушкин изобразил прежде всего духовное благородство истинной русской женщине. Он с любовью описал черты нового «милого идеала»: нежную наивность, открытость и честность, доблесть, мужество и скромность.

И из его рассказа у молодого человека составилось не очень хорошее мнение о капитанской дочке. Он увидел ее в доме капитана. Пушкин так описывает ее портрет на страницах «Капитанской дочки»: «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Горящие уши девушки выдавали зародившееся первое чувство, и в то же время смущение, которого не заметил, находясь под влиянием слов Швабрина о том, что Маша была «совершенною дурочкою». В первую встречу, она не произвела на него какого-либо впечатления.

В тот же день Гринев узнал от капитанши, что Маша – бесприданница. Капитанша не смотрела на молодого человека, как на потенциального жениха, да и молод был Петр Андреевич для сватовства. Заговорила с ним о приданом просто потому, что душа болела за дочку, а в крепости особо и поговорить было не с кем.

Мария Ивановна выросла в Белогорской крепости. Весь ее круг общения составляли родители, Палашка, попадья, да солдаты-инвалиды. В таких условиях нетрудно остаться неразвитой и ограниченной. Но узнав Машу поближе, Гринев увидел в ней благоразумную и чувствительную девушку. Маша была скромна и добродетельна. Несмотря на отсутствие женихов, она не кинулась на шею первому встречному Швабрину, хотя тот был завидным женихом для бесприданницы. Каким-то внутренним чутьем она разглядела его темную душу. О том, что Швабрин сватался к ней, она рассказала Гриневу с трогательной почти детской наивностью. «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться… Ни за что! ни за какие благополучия!»

Сколько целомудрия и добродетели в одной этой фразе.

В отличие от своей энергичной и деятельной матери, Маша была пуглива, боялась громких выстрелов. Но она была трудолюбива. Всякий раз Гринев заставал ее за каким-либо домашним занятием.

Очнувшись после ранения, Гринев узнал, что Маша ухаживала за ним во все дни его беспамятства. Он был настолько тронут ее присутствием около своей постели, ее нежным, робким поцелуем, что решился сделать ей предложение. На что Маша ответила, что выйдет за него замуж только с благословения его родителей. Это говорит о ее высокой чистой натуре, о прекрасной душе.

Мы помним, что в повести комендантша охарактеризовала Машу как совершенную трусиху. Однако, оставшись одна, без родителей «во вражеском стане», она проявила настоящее мужество и стойкость. Она была готова на любые лишения, даже на смерть, лишь бы не выходить замуж за ненавистного ей Швабрина.

Когда Гринев при содействии освободил Машу и отправил ее вместе с в отцовское имение, его родители со всем провинциальным радушием приняли дочку капитана Миронова у себя. Маша понравилась им своей скромностью, добродетельностью. Матушка, без всяких сомнений оценила ее трудолюбие и хозяйственность.

Но с совершенно другой стороны открывается нам образ Маши Мироновой после получения известия о заключении Петра Андреевича, вся семья надеялась, что это недоразумение, и что оно вскорости разрешится. Не разрешилось. Из письма князя Б. Гриневы и Маша узнали, что Петр Андреевич объявлен бунтовщиком и предателем. Эта новость едва не убила отца. А Маша сообщила, что должна ехать в Петербург.

Эта хрупкая девочка, боявшаяся в крепости ружейных выстрелов, решилась ехать в сопровождении Савельича и Палашки в незнакомую далекую столицу, чтобы защитить своего любимого и восстановить справедливость.

Судьба благоприятствовала ей. Она встретилась с императрицей и рассказала о злоключениях Гринева. Скромность и мужество девушки пленили Государыню, она поверила Маше.



Загрузка...