emou.ru

История создания "Лунной сонаты" Бетховена: краткий обзор. Александр Майкапар. “Лунная соната” Бетховена Кто была Джульетта Гвиччарди

«Лунная соната» Людвига ван Бетховена – не просто великое музыкальное произведение. Сам факт её существования подымает человечество на новую эстетическую и творческую вершину, доказывая, что люди способны создавать музыку, по красоте и гармоничности приближающуюся к великолепию Божественного Творения. Даже для таланта Бетховена это был величайший и редкий взлёт.

Вокруг такого произведения не могла не возникнуть некая романтическая легенда, ведь разумно предположить, что на подобное музыкальное откровение гениального Бетховена могла вдохновить только любовь. А что ещё может вызвать столь сильные и возвышенные чувства?

Соната была написана, примерно, в 1800-1801 году, когда Бетховену было 30 лет. Сначала она называлась просто Соната № 14 для фортепиано в трёх частях: Adagio sostenuto, Allegretto, Presto agitato. Её форма отличалась от классической сонатной, поэтому Бетховен при публикации сопроводил сонату комментарием «quasi una Fantasia» («в духе фантазии») и посвящением «Alla Damigella Contessa Giullietta Guicciardri» («Посвящается графине Джульетте Гвиччарди»).

«Теперь я чаще бываю в обществе, и потому жизнь моя стала веселее, - писал Бетховен своему другу доктору Францу Вегелеру в ноябре 1800 года. - Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит, и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека».

В таком настроении началась работа над «Лунной сонатой», которую так назвал уже в 1832 году ещё один друг Бетховена, немецкий поэт Людвиг Рельштаб, увидевший в первой части произведения образ «лунного света над Фирвальдштетским озером».

Однако в начале 1802 года композитор получил от Джульетты записку следующего содержания: «Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который еще борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем».

Избранником несостоявшейся невесты Бетховена стал её ровесник, равный ей также и по общественному положению граф Роберт фон Галленберг. Граф Галленберг тоже был композитором. Тогда ещё, разумеется, начинающим.

В 1803 году Джульетта Гвиччарди выходит замуж за графа фон Галленберга и уезжает с мужем в Италию.

В целом, об отношениях Бетховена и 18-летней графини Гвиччардли доподлинно известно только то, что она вначале была ученицей великого композитора, а потом у них возникла любовная связь, завершившаяся разрывом и последующим замужеством Джульетты.

Надо сказать, что у Бетховена, даже несмотря на постигшую его глухоту, было много друзей. Чего стоит хотя бы дружба с Андреем Разумовским, который даже специально содержал струнный квартет, исполняющий произведения Бетховена.

Понятно, что в трактовке друзей композитора и почитателей его таланта Джульетта выглядела недалекой меркантильной особой, отдавшей предпочтение богатому знатному бездарю Галленбергу и оставившей Бетховена страдать.

Может быть. Но именно она стала музой великого произведения – у блестящего музыканта Бетховена было немало неравнодушных к нему учениц, а на создание «Лунной сонаты» его вдохновила именно Джульетта. Значит, была в ней некая великая женская тайна. Кстати, в истории не так уж и много женщин, вдохновивших великих мужчин на действительно великие дела. Если не считать Елену Троянскую, то вспоминаются разве что и

Интересно, что почти через 200 лет у Джульетты Гвиччарди нашёлся ещё один поклонник. В 1993 году российский композитор Виктор Екимовский (считающийся, между прочим, одним из самых исполняемых современных композиторов) создал произведение, названное им «Лунная соната» и посвященное Джульетте Гвиччарди. Мы не будем останавливаться на музыкальных качествах этого смелого эксперимента, который объединяет с оригиналом, скорее всего, только внутренний мир Екимовского. Важно, что Джульетта не забыта.

Тем более, было бы интересно узнать её личную версию отношений с Бетховеном. Она изложена в материале

Сложно ручаться за историческую достоверность данного документа, но то, что у графини фон Галленберг был свой, отличный от широко распространённого нынче, взгляд на произошедшее, сомнений не вызывает.

1801 год.
Бетховен в Вене. Он молод, полон сил.
Позади, в маленьком провинциальном Бонне, трудное детство, юность, омраченная заботами, потеря любимой матери, невзгоды, унижения, постоянная неудовлетворенность собой и упорное самовоспитание. Много горя и совсем мало радости.

Вена — центр мировой музыкальной культуры, где жил Моцарт, где в эти годы продолжал творить Гайдн,— открывает перед Бетховеном безграничные творческие просторы.
Он сочиняет здесь много, в разных жанрах: трио, квартеты, квинтеты, балет, септет, симфонию, песни. Но главная сфера его художественных интересов — сочинения для фортепьяно. Бетховен проявляет сильнейшее тяготение к этому, тогда еще новому инструменту, всего лишь полтора-два десятилетия назад вытеснившему клавесин и клавикорд. В Вене начинается полоса смелых опытов Бетховена в фортепьянной музыке.

Старое далеко не во всем его удовлетворяет. Многие каноны и правила, выработанные предшествующими поколениями, стесняют его волю, силу, проницательный ум, предвосхищающий будущее многих художественных явлений.
Каждая новая соната,— а Бетховен создает в Вене за четыре года (1796—1799) десять сонат —свидетельствует о неустанных поисках в различных направлениях.4 Форма, мелодика, динамика — все претерпевает заметную и интересную эволюцию.
Не удовлетворяясь формой четырехчастной сонаты, Бетховен постепенно отходит от нее, изменяя смысловое соотношение частей. На месте I части, обычно писавшейся в сонатной форме, с несколькими контрастными темами, появляются то вариации, то фантазия. Фантазия дает простор богатому тематизму, особенно в разработках. Появляется потребность в расширенных кодах, которые нередко становятся кульминацией части.

К 1800 году, в результате непрестанных поисков, Бетховен останавливается на форме I части как своеобразном введении в действие. Мысль словно бы нащупывается, оформляется на эстраде и постепенно! обретает уверенность. Если в первых сонатах основное внимание уделяется начальной части, то в дальнейшем идейный центр все чаще перемещается к финалу — таков путь поисков молодого Бетховена.
Он ищет свободные формы и соотношение частей, которое может наиболее естественно выразить развитие чувства. Он стремится к драматургической цельности сонатного цикла.
Новое появляется и в трактовке инструмента. Ничего внешнего, рассчитанного на эффект, демонстрацию виртуозных достижений исполнителя или технических возможностей фортепьяно! Скупее становится орнаментика, исчезают фигурационные пассажи, все элементы ткани насыщаются мелодической выразительностью. Расширяются границы динамики, обостряются динамические контрасты, увеличивается значение педали как специфического средства фортепьянного колорита. Бетховен добивается выразительности и пластичности материала, умело используя на фортепьяно оркестровые краски и эффекты. И все это с величайшим отбором и чувством самокритики, все более сжато и лаконично.

Молодой Бетховен

Совершенно естественно, что эволюция фортепьянного творчества Бетховена оказывается связанной с искусством Бетховена-пианиста, которое достигает расцвета к 1800 году. Именно в это время он особенно охотно выступает как исполнитель. Артистическая слава прельщает его, но и здесь Бетховен не уступает господствующим вкусам. Как писал слышавший его еще в боннский. период пастор Юнгер, «он прокладывает свой, особый путь». Его игра не похожа на благородное, тонкое, гармоничное исполнение Моцарта, к которому Вена привыкла и которое стало образцом для подражания. У Бетховена мощный пианизм, угловатый, не без жесткости, мало считающийся с внешним техническим совершенством, предельно выразительный, с выпуклыми, связными и текучими мелодическими контурами, контрастной динамикой, свободой ритмических оттенков, богатыми красками. Игра Бетховена ошеломляет современников как явление какого-то другого, нового мира. Впервые за фортепьяно появляется пианист-оратор. Устоять перед его воздействием невозможно: Бетховен-пианист полностью подчиняет себе слушателей, безраздельно овладевает их чувствами.

Он довольно редко выступает с исполнением уже готовых и записанных сочинений, в том числе своих опубликованных сонат. Его страсть — непосредственное, зажигающее творчество на эстраде, радость созидания музыки тут же, на глазах у ошеломленных слушателей. В импровизации он не знает себе равных. Вдохновенно импровизирует Бетховен во всех формах, с поразительным богатством и разнообразием идей, так, словно сочинение давно сложилось в его голове. Импровизация оказывает огромное влияние на творчество Бетховена, можно сказать, что на некоторых этапах она становится методом творчества. «Как игра его является актом творчества, но только видимым и направленным вовне, так, наоборот, идея свободной игры оказывает влияние на творчество,— пишет Пауль Беккер — один из исследователей музыки Бетховена. —. Импровизация, введенная в границы формы, облагороженная сочленяющей силой ее, форма, окрыленная вдохновенным полетом импровизации,— вот основные элементы бетховенекой фортепьянной музыки».

Тесное единение строго логического мышления и свободной, ничем не скованной импровизации у 30-летнего Бетховена находит свое высшее выражение в двух сонатах «Quasi una fantasia» (в духе фантазии) соч. 27— Ми-бемоль мажор и до-диез минор, в особенности во второй из них — «Лунной».

Людвиг ван Бетховен вкладывал в свое произведение боль собственного разбитого сердца и горечь от предательства холодной кокетки Джульетты Гвиччарди

Чарующие звуки всем известной «Лунной сонаты» скрывают в себе страдания и боль от неразделенной любви. Ведь только страдающий человек способен на истинное вдохновение, только душевная боль становится источником гениальных произведений. «Лунная соната» вот уже не одну сотню лет тревожит наши сердца, заставляя плакать и вспоминать самое заветное.

Начинающий музыкант

Заниматься музыкой Бетховен начал в четыре года - по настоянию отца, авторитарного, деспотичного и жесткого человека. Уже в восемь Людвиг давал концерты. А когда ему исполнилось 17, он решил осуществить свою мечту - уехать из родного Бонна в Вену, эту столицу музыкантов.

Нелюдимый и угрюмый юноша казался окружающим невоспитанным и грубым. На самом же деле Бетховен всегда отличался тонкостью чувств и ранимостью, только старался прятать свою настоящую натуру глубоко в душе, опасаясь насмешек и разочарований. Он всегда мечтал встретиться со своим кумиром - Вольфгангом Амадеем Моцартом , высоко ценя его талант. Неизвестно, были ли знакомы лично эти два великих музыканта, достоверно лишь одно: Моцарт советовал современникам обратить внимание на Бетховена, пророча ему большое будущее.

В 1795 году 25-летний Бетховен впервые выступил в Вене с собственным фортепианным концертом - и получил горячие аплодисменты. С того дня началось его победное восхождение на музыкальный Олимп.

Глухой музыкант

Однако уже спустя год талантливый композитор начинает быстро терять слух. Трудно представить себе, какой трагедией стало это для человека, влюбленного в музыку. Несмотря на все сложности - ведь от него с каждым днем все больше, по его собственному выражению, «ускользал мир», теряя звуки, - Бетховен упорно продолжал работать, создавая все новые музыкальные произведения.

Девятая симфония - «Ода к радости» - произвела фурор среди зрителей, однако сам Бетховен к тому моменту не мог услышать даже грома оваций, которыми одарили его восторженные поклонники: ему пришлось обернуться к залу, чтобы увидеть восхищенные лица и понять, что к нему пришел настоящий успех.

Слух, между тем, становился все слабее. Бетховен продолжал сочинять музыку, но вот давать концерты ему становилось все труднее, и скоро он прекращает эту деятельность. Ему пришлось бы совсем плохо - и в материальном плане в том числе, - но выручали частные уроки, которые он давал начинающим музыкантам.

Влюбленный музыкант


И однажды 30-летнего Бетховена настигла любовь. Он не устоял перед чарами юной 16-летней ученицы. Джульетта Гвиччарди принадлежала к аристократическому роду - в отличие от Бетховена. Однако ни разница в положении, ни разница в возрасте, ни другие препятствия не охладили пыл гения. Бетховен восторженно писал о своей любви друзьям, уверенный в том, что его чувства взаимны.

Девушка же просто кокетничала с известным композитором, ей льстило внимание такого знаменитого и талантливого поклонника, ее не смущали даже приступы гнева маэстро, во время которых он, раздраженный неважными успехами ученицы, мог швырнуть на пол тетради с нотами.

Наивный как дитя Бетховен надеялся жениться на прелестной Джульетте. Он мечтал о том, как будет давать больше уроков, заработает много денег и тогда... Пустая, легкомысленная девушка, не задумываясь, подавала ему некоторые надежды. В качестве платы за уроки юная аристократка придумала дарить маэстро собственноручно вышитые рубашки: ведь денег он с нее не брал. А однажды Джульетта кокетливо попросила написать для нее сонату. Бетховен с жаром принялся за работу. В то же время он часто писал письма своей возлюбленной, называя ее ангелом, уверяя в вечности своих чувств и умоляя о взаимности.

Казалось, Джульетта не собиралась его отталкивать. Во всяком случае, девушка не отказалась от приглашения композитора провести лето вместе с ним в Венгрии, в имении Брунсвиков . Они подолгу гуляли в саду, сидели в беседке и вели романтические разговоры.

Однако скоро идиллия закончилась. Ветреная аристократка отдала предпочтение равному по положению - богатому графу Роберту фон Галленбергу . Граф тоже музицировал и даже сам сочинял музыкальные произведения. Джульетта находила их гениальными и не стеснялась говорить об этом Бетховену. Взбешенный композитор, видя все ничтожество опусов графа и коварство неверной возлюбленной, невероятно страдал, сознавая собственное бессилие. В гневе Бетховен запретил Джульетте приходить к нему. Скоро он получил от нее письмо: Джульетта в очередной раз называла Галленберга гением и выражала свое намерение стать его ангелом-хранителем.



В самом конце XVIII века Людвиг ван Бетховен находился в расцвете сил, он был невероятно популярен, вел активную светскую жизнь, его с полным правом можно было назвать кумиром молодежи того времени. Но одно обстоятельство стало омрачать жизнь композитора – постепенно угасающий слух. «Я влачу горькое существование,- писал Бетховен своему другу.- Я глух. При моем ремесле ничего не может быть ужаснее… О, если бы я избавился от этой болезни, я обнял бы весь мир».
В 1800 году Бетховен познакомился с аристократами Гвиччарди, приехавшими из Италии в Вену. Дочь почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, обладала хорошими музыкальными способностями и пожелала брать уроки игры на фортепиано у кумира венской аристократии. Бетховен не берет платы с юной графини, а она в свою очередь дарит ему дюжину рубашек, которые сама сшила.
Бетховен был строгим учителем. Когда игра Джульетты ему не нравилась, раздосадованный, он швырял ноты на пол, демонстративно отворачивался от девушки, а та молча собирала тетради с пола.
Джульетта была хороша собой, юна, общительна и кокетлива со своим 30-летним учителем. И Бетховен поддался ее очарованию. «Теперь я чаще бываю в обществе, и потому жизнь моя стала веселее, - писал он Францу Вегелеру в ноябре 1800 года. - Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит, и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека». Бетховен помышлял о браке несмотря на то, что девушка принадлежала к аристократическому роду. Но влюбленный композитор утешал себя тем, что будет концертировать, добьется независимости, и тогда брак станет возможным.
Лето 1801 года он провел в Венгрии в имении венгерских графов Брунсвиков, родственников матери Джульетты, – в Коромпе. Лето, проведенное с любимой, было счастливейшим временем для Бетховена.
На пике чувств композитор приступил к созданию новой сонаты. Беседка, в которой по преданию Бетховен сочинял волшебную музыку, сохранилась и по сей день. На родине произведения, в Австрии, оно известно под названием «Соната садового домика» или «Соната – беседка».
Соната начата в состоянии великой любви, восторга и надежды. Бетховен был уверен, что Джульетта испытывает к нему самые нежные чувства. Много лет спустя, в 1823 году, Бетховен, тогда уже глухой и общавшийся с помощью разговорных тетрадей, беседуя с Шиндлером, написал: «Я был очень любим ею и более, чем когда-либо, был ее мужем…»
Зимой 1801 – 1802 годов Бетховен завершает сочинение нового произведения. И в марте 1802 года соната N 14, которую композитор назвал quasi una Fantasia, то есть «в духе фантазии», была опубликована в Бонне с посвящением «Alla Damigella Contessa Giullietta Guicciardri» («Посвящается графине Джульетте Гвиччарди»).
Дописывал же композитор свой шедевр в гневе, ярости и сильнейшей обиде: ветреная кокетка с первых месяцев 1802 года выказывала явное предпочтение восемнадцатилетнему графу Роберту фон Галленбергу, который тоже увлекался музыкой и сочинял весьма посредственные музыкальные опусы. Однако Джульетте Галленберг казался гениальным.
Всю бурю человеческих эмоций, которая была в душе Бетховена в то время, композитор передает в своей сонате. Это скорбь, сомнения, ревность, обреченность, страсть, надежда, тоска, нежность и, конечно, любовь.
Бетховен и Джульетта расстались. А еще позднее композитор получил письмо. Оно заканчивалось жестокими словами: «Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который еще борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем». Это был «двойной удар» – как мужчине и как музыканту. В 1803 году Джульетта Гвиччарди вышла замуж за Галленберга и уехала в Италию.
В душевном смятении в октябре 1802 года Бетховен покинул Вену и уехал в Гейлигенштадт, где написал знаменитое «Гейлигенштадтское завещание» (6 октября 1802 года): «О вы, люди, думающие, будто бы я злобен, упрям, невоспитан, - как вы ко мне несправедливы; вам неведома тайная причина того, что вам кажется. Сердцем своим и разумом я с детства предрасположен к нежному чувству доброты, я всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только, что вот уже шесть лет я нахожусь в злосчастном состоянии… Я совершенно глух…»
Страх, крушение надежд порождают в композиторе мысли о самоубийстве. Но Бетховен собрался с силами, решил начать новую жизнь и в почти абсолютной глухоте создал великие шедевры.
В 1821 году Джульетта вернулась в Австрию и приехала на квартиру к Бетховену. Плача, она вспоминала о прекрасном времени, когда композитор был ее учителем, рассказывала о нищете и трудностях ее семьи, просила простить ее и помочь деньгами. Будучи человеком добрым и благородным, маэстро дал ей значительную сумму, но просил уйти и никогда не появляться в его доме. Бетховен казался равнодушным и безразличным. Но кто знает, что творилось в его истерзанном многочисленными разочарованиями сердце.
«Я презрел ее,- вспоминал много позже Бетховен.- Ведь если бы я захотел отдать этой любви мою жизнь, что же осталось бы для благородного, для высшего?»
Осенью 1826 года Бетховен заболел. Изнурительное лечение, три сложнейшие операции не смогли поставить композитора на ноги. Всю зиму он, не вставая с постели, абсолютно глухой, мучился оттого, что… не мог продолжать работать. 26 марта 1827 года великий гений музыки Людвиг ван Бетховен скончался.
После его смерти в потайном ящике гардероба нашли письмо «К бессмертной возлюбленной» (так Бетховен озаглавил письмо сам): «Мой ангел, мое все, мое я… Отчего глубокая печаль там, где господствует необходимость? Разве наша любовь может устоять только ценою жертв путем отказа от полноты, разве ты не можешь переменить положение, при котором ты не всецело моя и я не всецело твой? Что за жизнь! Без тебя! Так близко! Так далеко! Какая тоска и слезы по тебе - тебе - тебе, моя жизнь, мое все…»
Многие потом будут спорить о том, кому именно адресовано послание. Но маленький факт указывает именно на Джульетту Гвиччарди: рядом с письмом хранился крохотный портрет возлюбленной Бетховена, выполненный неизвестным мастером и «Гейлигенштадтское завещание».
Как бы там ни было, именно Джульетта вдохновила Бетховена на написание бессмертного шедевра.
«Памятник любви, который он хотел создать этою сонатою, очень естественно обратился в мавзолей. Для такого человека, как Бетховен, любовь не могла быть ничем другим, как надеждою загробною и скорбью, душевным трауром здесь на земле» (Александр Серов, композитор и музыкальный критик).
Соната «в духе фантазии» сначала была просто Соната N 14 до-диез минор, которая состояла из трех частей – Адажио, Аллегро и Финала. В 1832 году немецкий поэт Людвиг Рельштаб, один из друзей Бетховена, увидел в первой части произведения образ люцернского озера тихой ночью, с отражающимся от поверхности переливами лунным светом. Он и предложил название «Лунная». Пройдут годы, и первая размеренная часть произведения: «Адажио сонаты N 14 quasi una fantasia», – станет известна всему миру под названием «Лунная соната».

История создания «Лунной сонаты» Бетховена тесно связана с его биографией, а также с потерей слуха. Во время написания своего знаменитого произведения испытывал серьезные проблемы со здоровьем, хотя находился на вершине популярности. Он был желанным гостем в аристократических салонах, много работал и считался модным музыкантом. На его счету уже было много произведений, в том числе и сонат. Однако именно рассматриваемое сочинение считается одним из самых удачных в его творчестве.

Знакомство с Джульеттой Гвиччарди

История создания «Лунной сонаты» Бетховена имеет прямое отношение к этой женщине, так как именно ей он посвятил свое новое творение. Она была графиней и в момент знакомства со знаменитым композитором находилась в совсем еще юном возрасте.

Вместе со своими кузинами девушка стала брать у него уроки и покорила своего воспитателя жизнерадостностью, добродушием и общительностью. Бетховен влюбился в нее и мечтал жениться на юной красавице. Это новое чувство вызвало в нем творческий подъем, и он с упоением принялся работать над произведением, которое сейчас приобрело статус культового.

Разрыв

История создания «Лунной сонаты» Бетховена, по сути, повторяет все перипетии этой личной драмы композитора. Джульетта любила своего учителя, и поначалу казалось, что дело идет к браку. Однако юная кокетка впоследствии предпочла небогатому музыканту видного графа, за которого и вышла в конце концов замуж. Это стало тяжелым ударом для композитора, что нашло свое отражение во второй части рассматриваемого произведения. В нем чувствуются боль, гнев и отчаяние, которые резко контрастируют с безмятежным звучанием первой части. Депрессию автора усугубила и потеря слуха.

Болезнь

История создания «Лунной сонаты» Бетховена так же драматична, как и судьба ее автора. Он испытывал серьезные проблемы в связи с воспалением слухового нерва, что привело к почти полной потери слуха. Он был вынужден стоять близко к эстраде, чтобы слышать звуки. Это не могло не сказаться и на его творчестве.

Бетховен славился тем, что умел безошибочно подобрать нужные ноты, выбирая из богатой палитры оркестра нужные музыкальные оттенки и тональности. Теперь же ему становилось все труднее работать с каждым днем. Мрачное настроение композитора отразилось и на рассматриваемом произведении, во второй части которого звучит мотив мятежного порыва, который, кажется, не находит себе выхода. Несомненно, эта тема связана с теми муками, которые испытывал композитор при написании мелодии.

Название

Большое значение для понимания творчества композитора имеет история создания «Лунной сонаты» Бетховена. Кратко о данном событии можно сказать следующее: оно свидетельствует о впечатлительности композитора, а также о том, насколько близко он принял эту личную трагедию к сердцу. Поэтому вторая часть сочинения написана в гневном тоне, поэтому многие считают, что название не соответствует содержанию.

Однако другу композитора, поэту и музыкальному критику Людвигу Рельштабу, она напомнила образ ночного озера при лунном сиянии. Вторая версия происхождения названия связана с тем, что в рассматриваемое время господствовала мода на все, что так или иначе связано с луной, поэтому современники охотно приняли этот красивый эпитет.

Дальнейшая судьба

История создания «Лунной сонаты» Бетховена кратко должна рассматриваться в контексте биографии композитора, так как неразделенная любовь оказала влияние на всю его последующую жизнь. После расставания с Джульеттой он уехал из Вены и переехал в город, где написал свое знаменитое завещание. В нем он излил те горькие чувства, которые отразились в его произведении. Композитор писал, что он, несмотря на видимую угрюмость и мрачность, предрасположен к добру и нежности. Также он жаловался на свою глухоту.

История создания «Лунной сонаты» 14 Бетховена во многом помогает понять дальнейшие события в его судьбе. От отчаяния он чуть было не принял решение покончить жизнь самоубийством, однако в конце концов собрался с силами и, будучи уже почти совершенно глухим, написал свои самые известные произведения. Через несколько лет влюбленные встретились снова. Показателен тот факт, что Джульетта первая пришла к композитору.

Она вспоминала счастливую юность, жаловалась на нищету и просила денег. Бетховен одолжил ей значительную сумму, однако просил больше с ним не встречаться. В 1826 году маэстро тяжело заболел и несколько месяцев мучился, но не столько от физической боли, сколько от сознания того, что не мог работать. В следующем году он скончался, и после его смерти было найдено нежное письмо, посвященное Джульетте, доказывавшее, что великий музыкант сохранил чувство любви к той женщине, которая вдохновила его на создание самого известного сочинения. Итак, одним из виднейших представителей был Людвиг Ван Бетховен. «Лунная соната», история создания которой была кратко раскрыта в данном очерке, до сих исполняется на лучших сценах по всему миру.



Загрузка...

Реклама