emou.ru

Этическая культура. Этническая культура: ее сущность и функции. Чувства передаются от человека к человеку на основании любви

В своем первоначальном значении латинское слово cultura означает «возделывание, обрабатывание». Действительно, в самом широком смысле под культурой понимают все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей. В этом смысле культура может быть противопоставлена природе, которая существует в мире независимо от человека. Все, что нас окружает, вся внешняя среда, в которой мы живем, делится на естественную (природную), возникшую задолго до появления людей на земле, и искусственную (культурную), которая образовалась только вместе с ними в результате их целенаправленной деятельности.

Существуют три основные части культуры: первая из них связана с общественным сознанием людей, вторая проявляется в их поведении и действиях и третья - в материальных результатах их деятельности. Все, что мы говорим, делаем или представляем в своем воображении, за исключением, пожалуй, лишь инстинктивных физиологических действий, можно считать культурно обусловленным. Поэтому наш язык, наша пища, религия, домашнее хозяйство, виды спорта и многое другое относятся к усвоенному поведению и является компонентом культуры.

Культура имеет отношение к образу жизни членов данного общества - их привычкам и обычаям, а также к материальным благам, которые они производят. Ни одно общество не может существовать без культуры. Без культуры мы не были бы «людьми» в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена.

Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы, нормы, которыми они следуют, и материальные блага, произведенные ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы - это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы представляют «можно» и «нельзя» социальной жизни.



При всем многообразии определений, в которых выделяется какая-то одна сторона культуры, в целом можно выделить главное: культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

В широком значении этническая культура - это совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. В узком смысле под этнической культурой понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком.

Этническая культура - такая же древняя, как и само человечество. Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и не было в прошлом. В культуре каждого народа переплетаююся явления, свойственные только ему одному, с особенностями, распространенными у многих этносов или свойственными всему человечеству в данную историческую эпоху. Так например, бумеранг в развитом виде был специфическим для австралийцев; копьеметалка, кроме них, была известна многим народам Меланезии, эскимосам, некоторым группам индейцев Южной Америки, а в период позднего палеолита - древним обитателям Европы.

Этническую культуру обычно делят на материальную и духовную. Первая включает вещи, материально существующие в пространстве на протяжении известного отрезка времени. К ним относятся орудия труда, предметы для добывания огня, оружие, средства передвижения и приспособления для переноски тяжестей, жилище и другие постройки, пища и напитки, посуда, утварь и мебель, одежда, обувь, головные уборы и украшения и т. д. Духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной, живой памяти любой человеческой популяции, передается от поколения к поколению путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. К духовной культуре относятся те компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость: трудовые навыки, нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной жизнью, различные виды искусства и народного творчества, религиозные верования и культы. Вместе с тем носителем этнической специфики нередко (особенно в современных условиях) выступает и профессиональная духовная культура, в первую очередь художественная.

С культурой каждого этноса неразрывно связан и его быт. Под бытом понимаются специфические формы поведения людей в их повседневной жизни, а также взаимоотношения, складывающиеся при этом между людьми, способы использования ими предметов, служащих для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В быту, как и в культуре, ярко проявляется этническая специфика, которая зависит как от общего уровня социально-экономического развития народа и его отдельных социальных и территориальных групп, так и от характера окружающей естественно-географической среды. В культуре, непосредственно связанной с бытом, наиболее ярко отражаются характерные свойства этноса, но при этом имеется в виду не вся бытовая культура, а лишь ее устойчивые повторяющиеся компоненты, т. е. традиционная часть, которую целесообразно именовать традиционно-бытовой культурой.

Этносу присуща постоянная социокультурная антитеза «мы - они», «свои - чужие». Поэтому этнос - только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Потребность дифференциации приводит к тому, что один из компонентов (язык, религия, культурно-политические структуры или же художественные особенности) выделяется в качестве системообразующего фактора, чтобы оформить данную общность по отношению к другим. Культурное единство членов этноса также неразрывно связано с особенностями их психологии, проявляющимися, в частности, в оттенках их характера, специфике ценностных ориентаций, вкусов и т. п. Но значение тех или иных компонентов культуры всегда соотносительно. Какая-то черта культуры одного этноса становится дифференцирующей по отношению к другому этносу, ее не имеющему.

Своеобразие культурного облика является тем основным критерием, по которому разграничиваются народы, говорящие на одном языке, давно живущие на общей территории и тесно связанные между собой хозяйственно. Могут существовать народы, живущие на одной территории, имеющие общую экономическую базу и говорящие на одном языке, но нет и не может быть двух народов с совершенно одинаковой культурой. Если народ утрачивает свою культурную специфику, он перестает существовать как отдельный самостоятельный этнос.

Этническую культуру следует отличать от национальной культуры. Источник этнической связи людей - общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Нация - более сложное и позднее образование. Конечно, этничность не исчезает с формированием нации. И все же нация - образование более высокого порядка уже потому, что в ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникации, а вместе с тем культура выделяется в один из ведущих компонентов наряду с хозяйственной системой и государством, что обеспечивает ей гораздо больше возможности для дифференциации.

Культура нации свидетельствует о роли и степени участия нации в глобальных социально-экономических процессах: индустриальном прогрессе, политической организации общества, развитии науки, образования, культуры, информационных систем и т. п. Культура нации раскрывает специфику творчества нации, динамику ее миропонимания и мировоззрения, выражает общечеловеческую сущность жизнедеятельности нации, ее отношение к социально-экономическим и историко-культурным процессам.

Культура нации - неотъемлемая составная часть мировой культуры. Национальная культура в собственном значении этого понятия есть совокупность культурных элементов и ценностей, которые распознаются людьми как «наше» и «не наше», способствуют осознанию ими своего единства и отличия от представителей других наций (народов). Культурную специфику следует рассматривать как один из основных признаков нации, позволяющий отграничивать одну нацию от другой.

Национальная культура, безусловно, включает в себя духовный, социально-политический и материальный компоненты, а не сводится только к духовной культуре (где традиционно рассматривают четыре ее элемента - религию, язык, нравственную и художественную культуру), как это обычно представляется. Национальные культуры - это устойчивые образования, под воздействием которых осуществляется первичная социализация большинства людей, т. е. приобщение к культуре мировой.

Культура занимает очень важное место в историческом развитии каждой нации и в формировании ее национального самосознания. В современных условиях материальная культура содержит значительно меньше национальной специфики и не всегда выступает «опорой» национального самосознания. Поэтому ориентация на духовную культуру в значительно большей степени служит выражением национального самосознания.

Национальную культуру можно разграничить на народную и официальную («высокую»). Народная культура представляет собой синтез нескольких традиций. Ее общий облик определяется явлениями и ценностями, образованными нацией в согласии с ее представителями, взглядами и потребностями. Каждая историческая эпоха имела особую народную культуру и отличающуюся от нее особую официальную культуру. Мировые процессы интеграции экономической, политической и культурной жизни нации породили новый компонент культуры - современный, когда наряду с культурой с большой буквы создавалось особое культурное состояние, альтернативное по отношению к традиционному. Нынешняя социокультурная ситуация требует понимания взаимодействия этих двух важнейших звеньев духовной жизни.


3
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
Содержание
    Введение

      1.1 Понятие культуры
      1.2 Ценностное ядра культуры

      2.1 Этническая культура

      Заключение
      Список использованной литературы

Введение

Этническая культура - это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства. В этнической культуре различают два слоя:

исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией, они составляют каркас этнической культуры и составляет единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиции, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению.

Этническая культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, "крови и почвы", почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в племя, общины, этническую группу - одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

В этнической культуре превалируют ее обыденно-архаичные пласты, включающие в себя не только структуру духовной культуры - традиции, обряды, мораль, нормы поведения, древние культы, символы и пр., но и набор сохранившихся различных орудий труда, которые используются в домашнем хозяйстве и в производственной деятельности.

Функционально значимыми для этнического общества являются: элементы бытовой культуры и сумму знаний, которые ориентируют повседневную жизнедеятельность.

Этническая культура позволяет приобщить каждого к ценностям и достижениям, имеющим непреходящий характер. Она подобно роднику питает человека. Из нее каждый может почерпнуть для себя то, что может придать смысл его существованию. В значительной мере влияние этнической культуры на личность объясняется и тем, что она требует от каждого преодоления пассивности, не терпит созерцательности, превращает ее в активного участника традиционных действий, праздников, обрядов, мероприятий и других событий.

Многообразные этнические традиции, обряды, обычаи, праздники, кодексы, символы служат выражением общечеловеческих ценностей и исторического опыта народа.

1. Культура как объект этнографического изучения

1.1 Понятие культуры

В XIX в. Россия выступила с идеей: что ей необходимо догонять Западную Европу и устраивать свою жизнь по тамошнему образцу. Идеология Просвещения, господствовавшая в Европе в XVIII в., с ее культом разума и идеей однонаправленного неуклонного прогресса, была основанием для целой системы представлений о развитии исторического мирового процесса. Молодежь набросилась на западноевропейские новейшие учения.

И когда в середине сороковых годов сложилось и заявило о себе славянофильское направление, ему пришлось буквально пробивать стену накопившихся расхожих суждений и тривиальных истин, образовавшуюся и укоренившуюся в общественном сознании.

О необходимости осознания собственной культуры и ее проблем впервые заговорил А.С. Хомяков. Он в середине 40-х годов выдвинул и горячо отстаивал гипотезу, что петровские преобразования насадили в России элементы западной культуры, образец которой в качестве эталона и был принят высшими слоями общества. И это врастание в чужую культуру, по мнению Хомякова, оторвало образованные слои русского общества от народа. Народ продолжал жить в своей системе представлений, но при этом лишился притока новых идей. Образованные слои пытаются нести народу просвещение по новому образцу, но просвещение есть не только свод и собрание положительных знаний.

Другими словами, впереди ставится ценность, которая формирует культуру, является ее основой. В начале строительства социализма положили в основание материальную базу, чтобы потом на ней развить более высокие духовные ценности, так и строили все семьдесят лет до духовных ценностей не дошли, но и саму базу не построили.

Культура - образование многослойное. Она соприкасается с социальной и природной реальностью; с правилами и рекомендациями, предписывающие конкретные формы поведения в конкретных ситуациях.

Культура - очень древняя и суровая, требующая от человека сильного самоограничения, репрессии своих личных индивидуальных целей в пользу социальных групп и глобальных культурных ценностей. Без них нет культуры и нет общества вообще. Модернизация в культуре идет постоянно, только интенсивность ее может возрастать и снижаться.

Типология культур строится на основании нескольких критериев.

Это: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Любую национальную или этническую культуру можно отнести к культурным типам. Термин "тип" предполагает, что национальные культуры - русскую, французскую или китайскую - можно сравнивать и найти типичные черты. К типам культуры относятся регионально-этнические образования, исторические и хозяйственные. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;

б) сельскую и городскую культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

Особого разговора требует духовная и материальная культура. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры.

Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной - физическая культура.

1.2 Ценностное ядра культуры

Новые концепции и идеологические структуры проходят оценку, проверку и отбор со стороны ценностного ядра культуры. Некоторые из них легко и органично вписываются в контекст и принимаются общественным сознанием различных групп, другие - "со скрипом", с бесконечными изменениями и трансформациями, а третьи отвергаются вообще. И если такие неприемлемые представления (и основанные на них нормативные формы) продолжают настойчиво навязываться людям, наступает ценностная реакция отторжения Социально-экономическая и соционормативная культура. Свод этнографических понятий и терминов. - М.: 2005. .

Это очень сильная эмоциональная реакция типа той, какую выдает любой живой организм, например на ожог, - судорожный рывок с последующими агрессивно-защитительными действиями, взрыв моральных чувств (гнева, возмущения, боли, обиды).

С ценностями шутить нельзя, это вещь очень серьезная. И когда нарушается ценностное ядро культуры, люди теряют смысл жизни, теряют себя.

Что же это такое - "ценностное ядро культуры", которое, оказывается, существует не где-то абстрактно, в культуре, а именно в нас самих? Начнем с основания, с того, что называется "человеческой природой".

Под человеческой природой можно подразумевать те чувства и импульсы, которые свойственны человеку и недоступны животным, в то же время они принадлежат человечеству в целом, а не отдельным его расам и эпохам. Это, в частности, симпатия и те бесчисленные чувства, в которые симпатия входит составной частью, например любовь, самолюбие, обида, тщеславие, героизм, а также ощущение социальной справедливости и несправедливости. Человеческая природа - не что-то существующее отдельно, в индивиде, это - групповая природа, или первичная фаза общества. Человек с нею не рождается, ему прививает ее общество, а точнее, первичная группа.

Итак, социальная природа человека состоит, в свою очередь, из "чувств. Здесь нужно подчеркнуть, что в русском языке понятия "эмоция" и "чувство" разведены слабо и иногда используются как синонимы. Но в английском языке, а также в романских понятие "эмоция" закреплено за простыми переживаниями: страх, гнев, восторг...

К "чувствам" же (сантиментам) относятся более сложные психологические процессы: дружба, любовь, чувство чести. Они могут сопровождаться эмоциями, но сами, в своей основе таковыми не являются. Таким образом, то, что мы привыкли в своем языке называть понятием "чувственного", в этой системе будет отнесено скорее к эмоциональному и собственно "чувствам" в определенной степени как бы противостоит.

Привитие человеческой природы и есть воспитание в человеке способности переживать "чувства", или "сентименты", которые - и это очень важно отметить - не замыкаются на самого человека, а обязательно включают другого. "Симпатия", входящая в "сентимент", - это способность сопереживать другим, сочувствовать (близко психологическому термину "эмпатия", под которым разумеется умение почувствовать другого изнутри, как бы войти в него). И "таким образом безличное не-я делается лицом, другим Я, то есть Ты" (П. Флоренский). Ты - не просто другой человек, Ты - это другой Я. Тут основа всякой морали: относись к ближнему, как к самому себе.

Чувства передаются от человека к человеку на основании любви.

Чувства эти не просто переплетены друг с другом, но в центре их всегда что-то находится, какой-то предмет, на который все они и направлены. принято называть эти предметы "ценностями".

Мы пытаемся осмыслять свои этнические ценности в чужой, заимствованной системе понятий - в понятиях научной психологии, фрейдизма, западных философских систем (поскольку своих философов, как правило, не знаем или знаем гораздо хуже, чем иностранных), западных политических структур и разного рода социальных и культурных концепций, взятых из чужого общественного сознания.

В терминологии наших наук очень много понятий, попросту калькированных из чужих языков, они прочно вошли не только в научный язык, но и в язык общественного сознания, причем в последний они входят уже эмоционально ярко окрашенными.

Но альтернативной, собственной системы понятий в нашем языке не выработалось. Хомяков отлично осознавал опасность, подстерегающую человека, пытающегося описать какое-либо своеобразное этническое явление с помощью заимствованных из чуждой среды слов. Он вообще придавал языку очень большое значение, считая, что через наше сознание язык влияет на мир и более всего - на реальность: "Дайте какой бы то ни было власти название иноземное, и все внутренние отношения ее к подвластным изменятся и получат иной характер, который не скоро исправится. Назовите Святую Веру религией, и вы обезобразите самое Православие" Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. - 2003, № 6. .

Осталось нераскрытым и неописанным одно из основных слов, которое славянофилам все-таки удалось сказать: "соборность". Какое-то явление оно описывает, которое отчасти пересекается с "демократией" и имеет с ней какие-то общие элементы. Но в только что начавшей формироваться концептуальной системе славянофилов равенства между этими понятиями нет, соборность имеет какие-то свои характеристики, о чем мы сейчас можем только догадываться по отдельным, разбросанным в разных работах замечаниям. А. Хомяков: "Желательно, чтобы сход решал дела приговором единогласным. Таков был издревле обычай славянский... Если уже нельзя получить решение единогласное, лучше передать дело посреднику, излюбленному от всего схода. Совесть и разум человека, почтенного общим доверием, надежнее, чем игра в счет голосов" Стефаненко Т. Этнопсихология. - М., 2001. .

Нужно отнестись с уважением к тому, что было сделано до нас, "чтобы благочестие Сергия Радонежского, дерзновение митрополита Филиппа, патриотизм Петра Великого, геройство Суворова, поэзия Пушкина, Гоголя и Толстого, самоотвержение Нахимова, Корнилова и всех миллионов русских людей, помещиков и крестьян, богачей и бедняков, бестрепетно и бескорыстно умиравших за Россию, были для тебя святынями. Ибо этими святынями творилась и поддерживалась Россия как живая соборная личность, как духовная сила" (П. Струве).

2. Особенности и функции этнической культуры

2.1 Этническая культура

В современной науке этническая культура понимается как система определенных стереотипов, норм поведения членов данного этноса. В соответствии с адаптативно-деятельностным подходом, культура представляется как способ деятельности, система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе Этнография / Под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е.Маркова. - М.: 2003. .

Именно подобное понимание культуры определяет ее выдвижение на роль одной из главных этнообразующих и этносохраняющих компонентов. Именно оно дает основание считать, что этническая общность - это, прежде всего, общность, связанная определенной общей культурой в самом широком понимании этого слова.

Таким образом, этнос можно понимать (абстрагируясь от мысли, что под это определение подпадают и другие социальные группы) как общность, являющуюся носителем определенной культуры. Но при этом культура представляется как функционально обусловленная структура, имеющая внутри себя механизмы самосохранения, способствующие как адаптации своих членов к внешнему - природному и культурно-политическому окружению, - так и приспосабливанию внешней реальности к нуждам и потребностям представителей данного этноса.

Очевидно, что закрепление культурных моделей, их трансляция из поколения в поколение происходит в процессе жизнедеятельности и, в первую очередь, языкового общения членов этноса.

Одной из функций этнической культуры является психологическая защита индивида. Каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир, который "во зле лежит", пробуждает ощущение тревоги. Чтобы действовать в нем, человек должен, прежде всего, определить конкретные источники внешней опасности. Скажем, лес опасен не вообще как бесформенный зеленый массив беспорядочно растущих деревьев, кустов и травы, а потому что в нем живут хищные звери, ядовитые насекомые, потому что в нем можно заблудиться. Если предпринять меры предосторожности, то по лесу можно ходить и собирать грибы.

Для этого нужно знать:

1) что в лесу является источником опасности?

2) чего нельзя делать, чтобы не вызвать эту опасность на себя?

3) что надо сделать, чтобы ее преодолеть?

Сказанное относится и к миру в целом. Если окружающую действительность не рационализировать, то в ней невозможно осмысленно действовать. Посредством этой рационализации человек добивается того, что ощущение тревожности трансформируется в определенные образы, которые концентрируют в себе враждебность. Одновременно вырабатываются представления об образе действия человека в мире, который бы был направлен на избежание и преодоление опасности.

Мир большой, а человек маленький. Чтобы человек мог сделать шаг вперед, он должен быть уверен в себе. Чтобы зайти далеко в незнакомый лес, человек должен либо иметь компас, по которому он сможет ориентироваться, либо помнить народные приметы, либо обладать необыкновенной интуицией, либо быть уверенным, что на его ауканье кто-нибудь откликнется.

Таким образом, чтобы приступить к действию, человек должен иметь хотя бы смутное представление о том, при каких обстоятельствах это действие осуществимо, кто он такой, что может его совершить, какими качествами он должен для этого обладать (какие качества себе приписывать), в каких отношениях он должен находиться с другими людьми, нуждается ли он в их помощи, или он способен помочь себе сам, могут ли оказать ему помощь другие, каким образом возможно совместное действие и какими качествами должен обладать коллектив людей (состоящий из все тех же беспомощных и малосильных индивидов), чтобы решиться на действие?

Ответы, которые этническая культура дает на эти вопросы - это та призма, сквозь которую человек смотрит на мир, в котором должен действовать, основные парадигмы, определяющие возможность и условия действия человека в мире, вокруг которых выстраивается в его сознании вся структура бытия. В этом, прежде всего, и состоит защитная функция этнической культуры, являющаяся наиболее значимой из всех ее функций Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М.: 2003. .

Благодаря ей человек получает такой образ окружающего, в котором все элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим человеком, так что каждое человеческое действие является компонентом общей структуры. Этнос адаптируется к реальному миру тем, что всему в мире дает как бы свое название, определяет его место в мироздание.

Так формируется образ мира или то, что мы будем называть этнической картиной мира, поскольку образ мира является основополагающей компонентой культуры этноса и, следовательно, индивидуален для каждой культуры.

Главным стимулирующим фактором возникновения и развития этнической культуры является необходимость адаптации людей к меняющимся внешним условиям их существования, а также к условиям, создаваемым изменением элементов общественного производства и социального взаимодействия, обусловливающих необходимость изменения структурной организации всей системы в целом.

Соответственно, “культурогенез - это не единократное происхождение культуры где-то в глубокой древности, а совокупность постоянно протекающих процессов в культурах всех времен и всех народов. Это один из типов социальной и исторической динамики существования и изменчивости культуры, заключающейся в непрерывном порождении новых культурных феноменов наряду с наследованием и трансформацией прежних” Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. - М.: 2003. .

При этом этнос обладает неким внутренним, не осознаваемым ни его членами, ни внешними наблюдателями, культурным стержнем, в каждом случае уникальным, который определяет согласованность действий членов этноса и обнаруживает себя вовне через различные модификации культурной традиции, являющиеся выражением некоторого общего содержания.

Именно этот стержень (“центральная зона” культуры), по мнению С.В. Лурье, является основой этничности. Т.е. не все культурные проявления данного народа, а их внутреннюю, инвариантную, бессознательную часть следует рассматривать как этнообразующую. Соответственно, изменение под влиянием иной культуры каких-то отдельных культурных манифестаций данного народа еще нельзя воспринимать как проявление его культурной ассимиляции до тех пор, пока не затронут стержень этнической культуры, его “центральная зона".

Что же представляет собой этот “центр” этнической культуры? С.В. Лурье предлагает понимать под “центральной зоной культуры” этноса его адаптационно-деятельностные модели, способствующие постоянной адаптации человека и всего этноса к окружающему миру Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 448 с. .

Формирование этих моделей начинается с первых шагов человека по освоению мира. Первым ощущением, которое должно было возникать у каждого человека, было чувство опасности, исходящей извне, из мира, таящего в себе массу опасностей.

Чтобы действовать в нем, человек должен был, прежде всего, определить: конкретные источники внешней опасности; то, что нельзя делать, чтобы не навлечь эту опасность на себя; то, что надо сделать, чтобы ее преодолеть; то, в каких отношениях он должен быть с другими людьми; то, нуждается ли он в их помощи; то, каким образом возможно совместное действие и какими качествами должен обладать коллектив людей (состоящий из таких же беспомощных и малосильных индивидов), чтобы решиться на действие.

Если окружающую действительность не рационализировать таким образом, то в ней невозможно осмысленно действовать. Структурирование же мира создает призму, через которую человек видит мир и себя в нем. В этом и заключается самая значимая функция этнической культуры - адаптативная.

Этнос адаптируется к реальному миру тем, что всему в мире дает как бы свое название, определяет его место в мироздании”. Так создается основополагающая компонента этнической культуры - этническая картина мира, т.е. некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса. Картина мира этноса может и должна претерпевать со временем определенные изменения, чтобы соответствовать изменяющимся объективным условиям жизни народа. Но при изменении этнической картины мира, неизменными оказываются лишь логически необъяснимые, принятые в этнической картине мира за аксиому, блоки. На их основе этнос выстраивает новые и новые картины мира, обладающие наибольшими адаптативными свойствами в данный период его существования

Эти стабильные блоки этнической картины мира, традиции, культуры - этнические константы и являются инвариантным центром этнической культуры. Возвращаясь к вопросам о возможности и формах ассимиляции этнической культуры, мы определяем их следующим образом.

В современной науке процесс ассимиляции культуры - один из частных случаев конвергентного развития культур - получил название аккультурации, под которой понимается процесс приближения суммы культурных элементов, присущих одной этнической общности, к культуре другой этнической общности Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М.: 2000. .

При этом правильнее было бы, вероятно, говорить о том, что ассимилируется не сама этническая культура, а конкретные ее носители. Культура народа защищена самой ее природой. Условие успешной аккультурации сформулировала М. Мид, которая установила, что восприятие новой культуры происходит только в том случае, если у обеих контактирующих этнических культур существовал общий прототип. В противном случае, по ее наблюдениям, никакая культурная ассимиляции или культурный отбор невозможен.

Мы полагаем, что наблюдение С.В. Лурье о том, что любая культурная черта может уступить место другой, заимствованной из другой культуры, только в том случае, если она не является существенной частью функционального внутриэтнического конфликта Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 448 с. .

То есть она не ведет к культурной дисфункции, а также вписывается в это положение: заимствование такой культурной черты, которая бы смогла адекватно заменить в роли новой этнической константы утраченный элемент функционального внутри этнического конфликта, может быть произведено, на наш взгляд, только из культуры очень близкого народа, возникновение и развитие которого протекало в очень схожих внешних исторических условиях.

Соответственно, ассимиляционные процессы, как правило, предполагают не трансформацию культуры народа, а усвоение его отдельными представителями элементов чужой культурной системы и утрату своей исконной.

2.2 Этническая основа русской культуры

Всякая дифференцированная культура неизбежно заключает в себе две обязательные части, которые образно можно назвать верхом и низом здания данной культуры. Под низом мы понимаем тот запас культурных ценностей, которым удовлетворяют свои потребности наиболее широкие слои национального целого, так называемые народные массы. Поскольку эти ценности создаются в самой среде народных масс, они сравнительно элементарны и не носят на себе резкого отпечатка индивидуального творчества. Когда же некоторые из них проникают в низы из верхов, они в силу самой этой миграции неизбежно слегка обезличиваются и упрощаются, приспособляясь к общему контексту других ценностей исключительно нижнего происхождения. Несколько иной характер носят верхи культурного здания.

Культурные ценности нижних слоев способны удовлетворить далеко не всякого представителя данного народа. Многие, не удовлетворяясь формой той или иной общепринятой ценности, стараются усовершенствовать ее, приспособив к своим личным вкусам. Может статься, что в таком измененном виде эта ценность окажется почему-либо недоступной для широких слоев населения, но придется по вкусу тем частям национального целого, которые в каком-либо отношении занимают в этом целом господствующее положение. В таком случае эта ценность попадает в запас "верхов" культуры Морфология культуры. Структура и динамика / Г.А.Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В.Быкова и др. Учебное пособие для вузов. - М.: Наука, 2005. - 286 с. .

Таким образом, ценности "верхнего запаса" создаются либо самими господствующими частями национального целого, либо для этих частей и отвечают всегда более утонченным потребностям, более требовательным вкусам. Вследствие этого они всегда сравнительно сложнее и менее элементарны, чем ценности нижнего запаса.

Поскольку, с одной стороны, отправной точкой для создания той или иной ценности верхнего запаса может явиться какая-нибудь ценность запаса нижнего, а с другой стороны, сами народные массы постоянно вводят в свой бытовой обиход ценности, заимствованные в упрощенном виде из верхнего запаса, можно сказать, что в нормальной культуре между верхом и низом всегда существует известный обмен и взаимодействие. Обмен этот увеличивается еще и потому, что сама господствующая часть национального целого не есть величина неизменная и постоянная.

Она является "господствующей", лишь пока обладает "престижем", т.е. способностью вызывать подражание, как в прямом смысле, так и в смысле "симпатического подражания" - почтения и повиновения. Но с течением времени "престиж" может утратиться и перейти к какой-нибудь другой социальной группе, прежде принадлежавшей скорее к низам, и тогда эта новая аристократия вынесет с собой на верхи культурного здания многие ценности из нижнего запаса.

Помимо этого внутреннего культурного взаимодействия верхов и низов, каждая из этих частей данного культурного целого питается и заимствованиями извне, из культур иноземных. При этом может случиться, что тот иноземный источник, из которого черпают культурные ценности данные верхи, не совпадает с тем иноземным источником, который питает соответствующие низы. Если заимствованные ценности не противоречат общему психическому облику данного национального целого и при усвоении органически перерабатываются, то в силу естественного внутреннего взаимодействия между культурными верхами и низами снова устанавливается известная равнодействующая. Но такой равнодействующей может и не установиться, в каковом случае между верхами и низами образуется культурный разрыв и национальное единство нарушается. Это всегда свидетельствует о том, что источник иноземного влияния слишком чужд данной национальной психике.

Размышляя над русской культурой, мы должны, прежде всего, отдать себе точный отчет в этнографическом характере ее низов и верхов и ясно представить себе связь ее частей с другими иноплеменными культурами.

Основным элементом, образовавшим русскую национальность, безусловно, был элемент славянский. О древнейшем облике наших славянских предков мы можем составить себе некоторое представление лишь по данным языка. Как известно, "общеславянский праязык", к которому восходят все славянские языки, есть один из потомков "общеевропейского праязыка", восстанавливаемого наукой при помощи сравнительного изучения всех его потомков. Теперь уже давно оставлен взгляд на этот индоевропейский праязык как на нечто вполне однородное. Все лингвисты согласны с тем, что в праязыке уже существовали различия между диалектами, причем с течением времени эти различия, все усиливаясь, привели к окончательному распаду праязыка и превратили отдельные его диалекты в самостоятельные языки.

Говорить, что общеславянский праязык есть потомок индоевропейского праязыка, значит утверждать, что в этом последнем существовал особый "праславянский" диалект, превратившийся с течением времени в особый самостоятельный язык. Особенности этого праславянского диалекта, отличавшие или сближавшие его с другими диалектами индоевропейского праязыка, могут быть восстановлены наукой; это и есть то самое древнее, что мы можем знать о предках славян.

Все, что мы знаем о диалектах индоевропейского праязыка, позволяет нам утверждать, что праславянский диалект вместе с наиболее к нему близким прибалтийским занимал некоторое срединное положение. На юге к нему примыкали диалекты прииллирийские и прафракийские, очень мало нам известные. На востоке праславянский диалект соприкасался с однородной группой праиндоиранских диалектов, объединенных целым рядом деталей произношения, грамматики и словаря. Наконец, на западе славяне граничили с группой западноиндоевропейских диалектов (прагерманским, праиталийским и пракельтским), которые представляли собой гораздо менее однородное целое, чем диалекты праиндоиранские, но все же были объединены друг с другом не представляют такого детального сходства в области запаса подобных несамостоятельных словечек, столь характерных и важных для каждого языка. Это позволяет предполагать особенно тесную связь между праславянскими и праиндоиранскими диалектами. Среди прочих общих этим двум диалектическим группам элементов словаря много таких слов, которые по своему значению легко могли быть заимствованы одним диалектом у другого.

Эти слова глубоко характерны. Целый ряд из них относится к терминологии религиозной. В качестве таких обычно приводят (вслед за французским ученым Мейе) слав, богъ, святъ (где я по-русски из "малого юса"), слово, которые сопоставляются с древнеиранскими baga, spenta, sravah. Замечательно, что здесь имеется совпадение именно славянского и иранского (без участия индийского; балтийские языки из этих трех слов знают лишь второе). Здесь уместно вспомнить, что индоевропейское слово deiwos, имеющее во всех других языках значение "бог" (лат. deus, древнеинд. devas, древнеисландск. tyr, мн. ч. tiwar и т.д.), в славянских и иранских языках обозначает злое мифологическое существо: авес-тийск, daevo, новоперс. dev (cp. Asmodev), древнеpyccк, дивъ (в "Слове о полку Игореве"), южнослав. дива "ведьма", самодива, далее дивий, дивъ "дикий, варварский". Для иранцев это изменение значения обычно объясняется реформой Заратуштры (Зороастра), который, признав единственным истинным богом Ахуру Мазду (Ормазда), всех прочих богов объявил демонами, так что самый термин daevo получил значение "демон", а "бог" стал обозначаться другими словами (в том числе и baga).

Надо думать, что предки славян так или иначе принимали участие в той эволюции религиозных понятий, которая у их восточных соседей, праиранцев, в конце концов, привела к реформе Заратуштры. При таких условиях весьма вероятным становится предположение A. Meillet о тождестве славянского глагола с авестийским varavaiti, означающим тоже "верить", но имеющим первоначально значение "выбирать", так как, по учению Заратуштры, истинно верующий есть тот, который сделал правильный "выбор" между добрым богом (Ормаздом) и злым (Ариманом) Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М.: 2003. . При таком сходстве религиозной терминологии праславянского и праиндоиранского диалектов особое освещение получают и некоторые другие специальные совпадения словарей обоих диалектов.

Так, оказывается, что славянское зоветъ, зъвати имеет параллель кроме балтийских языков еще только в индоиранском, где соответствующий глагол особенно употребителен в техническом значении "призвать бога". Слав, находит более или менее точную параллель лишь в древнеперсидском: вспомним, что "о здравии" чаще всего молятся. Слав боятися кроме литовского языка встречается еще только в древнеиндийском: в общем контексте религиозной терминологии и это слово укладывается без труда. Интересные соображе и т.д.................

В широком значении этническая культура — это совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. В узком смысле под этнической культурой понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основными этнодифференцирующими признаками.

Этническая культура — такая же древняя, как и само человечество. Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и не было в прошлом. В культуре каждого народа переплетаются явления, свойственные только ему одному, с особенностями, распространенными у многих этносов или свойственными всему человечеству в данную историческую эпоху. Так например, бумеранг в развитом виде был специфическим для австралийцев; копьеметалка, кроме них, была известна многим народам Меланезии, эскимосам , некоторым группам индейцев Южной Америки, а в период позднего палеолита — древним обитателям Европы.

Этническую культуру обычно делят на материальную и духовную.

Первая включает вещи, материально существующие в пространстве на протяжении известного отрезка времени. К ним относятся орудия труда, предметы для добывания огня, оружие, средства передвижения и приспособления для переноски тяжестей, жилище и другие постройки, пища и напитки, посуда, утварь и мебель, одежда, обувь, головные уборы и украшения и т.д. Духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной, живой памяти любой человеческой популяции, передается от поколения к поколению путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения.

К духовной культуре относятся те компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость: трудовые навыки, нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной жизнью, различные виды искусства и народного творчества, религиозные верования и культы. Вместе с тем носителем этнической специфики нередко (особенно в современных условиях) выступает и профессиональная духовная культура, в первую очередь художественная.

С культурой каждого этноса неразрывно связан и его быт. Под бытом понимаются специфические формы поведения людей в их повседневной жизни, а также взаимоотношения, складывающиеся при этом между людьми, способы использования ими предметов, служащих для удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

В быту, как и в культуре, ярко проявляется этническая специфика, которая зависит как от общего уровня социально-экономического развития народа и его отдельных социальных и территориальных групп, так и от характера окружающей естественно-географической среды. В культуре, непосредственно связанной с бытом, наиболее ярко отражаются характерные свойства этноса, но при этом имеется в виду не вся бытовая культура, а лишь ее устойчивые повторяющиеся компоненты, т. е. традиционная часть, которую целесообразно именовать традиционно-бытовой культурой.


Этносу присуща постоянная социокультурная антитеза "мы — они", "свои — чужие". Поэтому этнос — только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Потребность дифференциации приводит к тому, что один из компонентов (язык, религия, культурно-политические структуры или же художественные особенности) выделяется в качестве системообразующего фактора, чтобы оформить данную общность по отношению к другим.

Культурное единство членов этноса также неразрывно связано с особенностями их психологии, проявляющимися, в частности, в оттенках их характера, специфике ценностных ориентации, вкусов и т. п. Но значение тех или иных компонентов культуры всегда соотносительно. Какая-то черта культуры одного этноса становится дифференцирующей по отношению к другому этносу, ее не имеющему.

Своеобразие культурного облика является тем основным критерием, по которому разграничиваются народы, говорящие на одном языке, давно живущие на общей территории и тесно связанные между собой хозяйственно. Так, например, на северо-западе России, в Карелии и Ленинградской области карелы и вепсы на протяжении многих столетий живут рядом с русскими, находятся с ними в самых тесных хозяйственных связях, часто даже в быту говорят по-русски, но сохраняют некоторые специфические особенности материальной и духовной культуры (жилища, пищи, одежды, устного народного творчества и т. п.) и сознают свою принадлежность к различным этносам.

В Боснии и Герцеговине сербы, хорваты и боснийцы говорят на одном сербскохорватском языке, обитают на смежных территориях, имеют общую экономическую базу, но тем не менее являются самостоятельными народами со своей самобытной культурой. Эти примеры показывают, что могут существовать народы, живущие на одной территории, имеющие общую экономическую базу и говорящие на одном языке, но нет и не может быть двух народов с совершенно одинаковой культурой. Если народ утрачивает свою культурную специфику, он перестает существовать как отдельный самостоятельный этнос.

Культура этноса обеспечивает не только его интеграцию и стабильность как системы. Элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют и этнодифференцирующие функции, становятся основой для различения "мы" и "они". Взаимодействие этнических культур имеет сложный противоречивый характер. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному обогащению, обмену и т. д., а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания и стремлением к закреплению этнической специфики.

Этническую культуру следует отличать от национальной культуры.

Источник этнической связи людей — общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Нация — более сложное и позднее образование. Конечно, этничность не исчезает с формированием нации. И все же нация — образование более высокого порядка уже потому, что в ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникации, а вместе с тем культура выделяется в один из ведущих компонентов наряду с хозяйственной системой и государством, что обеспечивает ей гораздо больше возможности для дифференциации.

Этнические признаки культуры могут существовать отдельно от нации. К примеру, русские, армяне, украинцы в различных странах зарубежья длительное время сохраняют привязанность к своему родному этносу (хотя и не обязательно к государству), несмотря на то, что в основных социокультурных характеристиках уже относятся (и относят сами себя) к той нации и тому государству, членами и гражданами которых они являются.

Вхождение этносов в нацию не означает усвоения ими всей национальной культуры. Они лишь частично воспринимают духовную культуру нации, образуя свою субкультуру. Только с помощью конкретного анализа можно узнать, какие черты национальной культуры восприняты субкультурой данного этноса и каким образом осуществляется интеграция нации в целом. Характерный пример в этом отношении — США, где в рамках культуры американской нации существуют итальянская, немецкая, польская, китайская, японская, арабская и другие

Этническая культура

Этническая культура

это культура в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи. Э. является культура, носители которой связаны единством «крови и почвы».

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Этническая культура" в других словарях:

    Археологическая культура Культура полей погребальных урн Железный век … Википедия

    Археологическая культура Культура абажурных погребений Железный век Локализация бассейн Вислы и Варны Датировка V III вв. до н.э … Википедия

    Археологическая культура Северная Италия Культура террамар Бронзовый век … Википедия

    Археологическая культура Белоруссия, Литва Культура штрихованной керамики Железный век … Википедия

    Карта балтийских и славянских археологических культур III IV вв. Культура штрихованной керамики балтская археологическая культура железного века (VII век до н. э. V век н. э.), расположенная на территории восточной Литвы, юго восточной … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Культурно историческая общность Бронзовый век ←Катакомбная ←Шаровидных амфор ←Неманская … Википедия

    Ареал распространения цивилизации. Статуэтка жреца из Мохенджо Даро. Раскопанные археологами развалины Мохенджо Даро … Википедия

    В Википедии есть портал «Цыгане» … Википедия

    Содержание 1 Традиционная культура 1.1 Языковое наследие … Википедия

Книги

  • Этническая хореография народов мира. Учебное пособие
  • Этническая хореография народов мира. Учебное пособие. Гриф УМО вузов РФ , Баглай Валентина Ефимовна. Рекомендовано УМО вузов РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов…
  • § 2.8. Культурный релятивизм
  • § 2.9. Не о эволюционизм
  • 2.10. Новейшие концепции в этнологии
  • Глава 3. Этнос и этничность: основные теории и методологические подходы
  • § 3.1. Понятия «этнос» и «этничность». § 3.2. Примордиализм. § 3.3. Инстру­ментализм. § 3.4. Конструктивизм. § 3.5. Теории этноса в отечественной этнологии
  • § 3.1. Понятия «этнос» и «этничность»
  • § 3.2. Примордиализм
  • § 3.3. Инструментализм
  • § 3.4. Конструктивизм
  • § 3.5. Теории этноса в отечественной этнологии
  • Глава 4. Этническая картина мира
  • § 4.1. Этническая история Земли
  • § 4.2. Этнические процессы XX в.
  • § 4.3. Географическая классификация
  • § 4.4. Антропологическая классификация
  • § 4.5. Языковая (лингвистическая) классификация
  • § 4.6. Хозяйственно-культурная классификация
  • Глава 5. Этногенез и антропогенез
  • § 5.1. Этногенез и его основные факторы. § 5.2. Методы исследования этноге­неза. Этногенез и антропогенез. § 5.3. Концепция этногенеза л.Н. Гумилева
  • § 5.1. Этногенез и его основные факторы
  • Глава 5. Этногенез и антропогенез
  • § 5.2. Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез
  • Глава 5. Этногенез и антропогенез
  • § 5.3. Концепция этногенеза л.Н. Гумилева
  • Глава 6. Этническая идентичность
  • § 6.1. Сущность этнической идентичности
  • § 6.2. Основания этнической идентичности
  • § 6.3. Структура психологии этноса
  • § 6.4. Инкультурация
  • Глава 6. Этническая идентичность
  • Глава 7. Этнос и культура
  • § 7.1. Культура и ее этнические функции. § 7.2. Этническая культура. § 7.3. Эт­нический стереотип и этнический образ. § 7.4. Этнические образы народов мира
  • § 7.1. Культура и ее этнические функции
  • Глава 7. Этнос и культура
  • § 7.1. Культура и ее этнические функции
  • § 7.2. Этническая культура
  • § 7.3. Этнический стереотип и этнический образ
  • § 7.4. Этнические образы народов мира
  • Глава 8. Традиционное мышление и культура
  • § 8.1. Специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре
  • § 8.2. Основные черты традиционной (архаической) культуры
  • § 8.3. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре
  • § 8.4. Проблема модернизации традиционных обществ
  • Глава 9. Межэтнические коммуникации
  • § 9.1. Этнические контакты и их результаты. § 9.2. Теории этнокультурного взаимодействия. § 9.3. Этнические процессы в современном мире
  • § 9.1. Этнические контакты и их результаты
  • § 9.2. Теории этнокультурного взаимодействия
  • § 9.3. Этнические процессы в современном мире
  • Глава 10. Природа этнических конфликтов и способы их разрешения
  • § 10.1. Специфика этнических конфликтов и их причины. § 10.2. Динамика и типология этнических конфликтов. § 10.3. Формы и способы регулирования этнических конфликтов
  • § 10,1. Специфика этнических конфликтов и их причины
  • § 10.2. Динамика и типология этнических конфликтов
  • § 10.3. Формы и способы регулирования этнических конфликтов
  • Глава 1. Этнология как наука, ее предмет, методы
  • § 7.2. Этническая культура

    Исходной точкой и основным признаком формирования этниче­ской культуры является возникновение у группы людей каких-то об­щих интересов, которые осознаются ими как потребности, принуж­дающие их жить и действовать коллективно. Важной характеристи-

    кой подобных потребностей служит то, что они выражают общий коллективный интерес, содержательно.превосходящий механиче­скую сумму индивидуальных интересов членов сообщества. Потреб­ности такого рода представляют собой особые межиндивидуальные интересы и могут быть удовлетворены путем совместных действий всего коллектива. В этнологических, исторических, социологиче­ских, культурологических исследованиях такие потребности оцени­ваются как служащие интересам жизнеобеспечения и сохранения общности.

    В то же время всякое локальное историческое сообщество живет в конкретном природно-историческом окружении, обстоятельствах места и времени, адаптация к которым служит неотъемлемым усло­вием его существования. Этот процесс непрерывной адаптации и ра­боты по удовлетворению коллективных потребностей в конкретных сложившихся обстоятельствах позволяет членам сообщества нако­пить свой локальный специфический культурный опыт, выражаю­щийся в особых формах деятельности и взаимодействия и отличаю­щийся от такого же рода опыта других сообществ. Если коллектив­ные потребности большинства людей, составляющих локальные со­общества, психологически сравнительно единообразны, то условия их достижения всегда более или менее различаются. Это в итоге ве­дет к формированию уникальных культурных комплексов, специ­фичность которых повышается от поколения к поколению за счет естественной аккумуляции культурных отличий, складывающихся в процессе создания людьми своего искусственного окружения.

    Вместе с тем культурный опыт всякого сообщества по своему со­держанию необычайно велик и эмпирически многообразен. Ни один человек, каким бы культурным опытом он ни обладал, не в со­стоянии освоить его в объеме, равном культурному опыту всего со­общества. Поэтому отдельные индивиды осваивают и используют лишь часть культурного опыта общества, которая им необходима в практической жизнедеятельности. Большинство же остальных со­ставляющих своего культурного опыта человек усваивает в опосре­дованном виде. И эти составляющие можно определить как цен­ностные ориентации, отличающие культуру данного сооб­щества.

    Несмотря на всю важность ценностных ориентации в детермина­ции общих черт культурного мироощущения сообщества, они нужда­ются в более или менее систематизированных приемах и формах применения, т.е. в практических стереотипах поведения, отвечающих повседневным нуждам и потребностям людей. Это происходит в форме постоянной корректировки норм и стандартов деятельно­сти и формирования в результате этого соответствующих образов жизни и картин мира, характерных для конкретного этнического сообщества. В этом смысле образы жизни и картины мира представ­ляют собой наиболее типичные, широко распространенные в сооб­ществе устойчивые наборы, совокупности стандартов действитель­ности, взаимодействия, поведения, представлений и т.п. Эти типич­ные проявления культуры сосуществуют с маргинальными, экстрава­гантными и новационными проявлениями. Однако именно устойчивые поведенческие установки в наибольшей мере характе­ризуют специфику этнической культуры.

    Исследуя процессы жизнедеятельности современных этносов, ученые-этнологи констатируют, что сфера их этнической специфич­ности неуклонно сокращается: в одних областях жизни быстрее, в других медленнее она уступает свое место интернационально-стан­дартным моделям. В осмыслении этого процесса культурного разви­тия отечественная этнологическая мысль пришла к необходимости методологического разделения понятий «этническая культура» и «культура этноса». Ведь для своего существования и воспроизводст­ва большинство народов мира в настоящее время не может обхо­диться только этнически специфичными способами жизнедеятель­ности, сложившимися в условиях натурального жизнеобеспечения. Их современное существование стало интегрированным, нацио­нально взаимозависимым. В этом процессе понятие «этническая культура» акцентирует внимание исследователей только на этниче­ской специфике свойственных этнической общности культурных яв­лений. В этом отношении этническая культура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих ха­рактеристик данной культуры, которые, с одной стороны, обеспечи­вают единство каждого отдельного этноса, а с другой - передачу это­го единства от поколения к поколению. Этническая культура прояв­ляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспита­нии детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре.

    На формирование этнической культуры оказывают влияние при­родные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является самоназвание на­рода (этноним).

    Приметы воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий тру­да, предметов быта и кончая самими этнонимами.

    Так, климат во многом определяет особенности одежды и жили­ща, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, от него за­висят и средства транспорта. Состав местной растительности опре­деляет материал жилища и его виды, а вместе с особенностями фау­ны сказывается на специфике повседневной жизни и культурно-хо­зяйственном развитии. Не случайно индейские цивилизации Мезоамерики развивались менее динамично, чем европейская. Од­ной из причин этого было отсутствие в Америке животных, которые могли бы после одомашнивания стать рабочим скотом.

    Характерные особенности географической среды (климата, поч­вы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также влияние на ду­ховную культуру этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях, об­рядах. Этносам тропического пояса, например, незнакомы многие обряды, характерные для жителей умеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельческих работ.

    Географическая среда находит отражение и в этническом само­названии. Именно ландшафты этнической территории ассоцииру­ются в сознании людей с «родной землей». Некоторые элементы ландшафта либо в виде зрительных образов (береза у русских, саку­ра у японцев), либо в сочетании с топонимикой (река Волга у рус­ских, гора Фудзи у японцев) становятся своего рода символами эт­нической принадлежности. Иногда и этнонимы прямо связаны с географической средой - береговые чукчи называют себя «морские жители».

    Хозяйственные традиции народов, формирующиеся в непосред­ственной связи с природными условиями, очень устойчивы. Напри­мер, перебравшиеся в Калифорнию армяне-земледельцы и там зани­маются традиционным садоводством и виноградарством.

    Влияют природные условия и на историческую судьбу народа. Так, островное положение этноса способствует развитию корабле­строения, рыболовства, мореплавания. Кроме того, он защищен сво­им положением от нападений врагов. Этими условиями во многом объясняется важное место Англии и Японии в современном мире. Язык этноса способствует прежде всего формированию чувства групповой идентичности. Он поддерживает сплоченность этниче­ской группы, причем между людьми, говорящими на одном языке,почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сло­жившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память. И наконец, язык как элемент культуры участву­ет в процессе приобретения практического опыта людьми, особен­но членами одной этнической группы. Преимущественно благодаря языкам современная этническая картина мира отличается такой пе­стротой и разнообразием. Сегодня в мире насчитывается свыше двух тысяч живых языков: от бесчисленных племенных языков, на которых говорят иногда лишь десятки человек, до национальных языков, которыми пользуются многие миллионы людей. В этнолин­гвистике принято выделять несколько языковых семейств (индоев­ропейская, семито-хамитская, кавказская, дравидийская, уральская, чукотско-камчатская, конго-кордофанская, нило-сахарская, койсан-ская, китайско-тибетская, тайская, австро-азиатская, эскимосо-але-утская). Среди них основной является индоевропейская, включаю­щая в себя около 100 языков, на которых говорят почти 150 народов, живущих во всех частях света. Свыше 60% населения нашей планеты говорит на десяти наиболее распространенных языках.

    Каждый народ создает свою картину мира на основе языка. Имен­но поэтому народам бывает так сложно понять друг друга. Конечно, народам, говорящим на родственных языках, это сделать проще (хотя, разумеется, этнические контакты зависят не только от этого), чем тем этносам, языки которых слишком сильно отличаются друг от друга. Так, для народов индоевропейской языковой семьи поня­тие прогресса расшифровывается как развитие, ускоренное движе­ние вперед. В китайском же языке соответствующий иероглиф обо­значает движение вовнутрь, к центру.

    Значение религии в формировании этнической культуры обще­известно. Например, нынешнюю Бельгию населяют два народа - фламандцы, говорящие на одном из германских языков, и валлоны, чей родной язык - французский. Это рождает массу проблем, но, хотя оба эти этноса пользуются определенной автономией, нет ос­нований полагать, что Бельгия когда-нибудь распадется. Слишком крепка их связь, обязанная прежде всего общей религии - католи­цизму.

    Хорошо известен и другой пример. Хорваты и сербы, говорящие на одном и том же языке, тем не менее являются разными народами, что во многом вызвано различиями в религии: хорваты - католики, сербы - православные. Отсюда - разные культуры, отсюда - ориен-

    тация хорватов на Западную Европу, а сербов - на Россию, отсюда - давняя вражда между сербами и хорватами.

    Сегодня говорят о едином арабском мире, в состав которого вхо­дят многочисленные этносы, но они говорят на диалектах и наречи­ях одного языка, которые когда-то принесли сюда завоеватели-ара­бы вместе с новой религией - исламом. Именно эта религия стала мощнейшей объединительной силой, а язык лег в основу формиро­вания этих культур.

    Важным элементом этнической культуры является название эт­носа, причем сам народ называет себя совсем не так, как его соседи. Например, мы себя называем русскими. А маленький народ саамов, живущий на Крайнем Севере, называет русских «карьеле», латыши - «криёви», финны и эстонцы - «вене», турки - «казак». Этнографам понятно, откуда взялись эти названия. У саамов оно связано с карела­ми, ближайшим к ним соседним народом, латыши помнят своих бли­жайших соседей-славян в старину, - племя кривичей. Эстонцы же и финны, скорее всего, перенесли на русских имя древних славянских племен Прибалтики - венедов. А для турок - исторически - предста­вителями России были казаки.

    Гораздо сложнее вопрос, откуда берутся самоназвания этносов. Имя становится нужно этносу, когда он уже прошел определенный путь своего формирования и развития. Ведь имя - это выражение того факта, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов.

    Долгое время все человечество делилось в глазах людей на две части: собственное племя и все остальные, причем «мы» - это люди, а «они» - все остальные племена без различия, не-люди. Часто пер­вобытные племена вообще не имели самоназваний, как, например, папуасы до XIX в. (Все племена Новой Гвинеи получили имена от ев­ропейцев.) Сами папуасы объясняли такое положейие вещей очень просто: названия нужны другим племенам, чтобы отличить их друг от друга, а про себя и так все ясно - люди.

    Поэтому очень многие этнонимы восходят к этому понятию - «люди». Именно это означало когда-то «дейч» - немец, «дене» - ин­дейцы навахо. «Тюрк» также происходит от слова, означающего «че­ловек».

    Важный этап на пути формирования этнонимов - появление пе­ред словом «человек» или «люди» определения «настоящий». Это очень большой шаг вперед в осознании своего места в мире, в том числе и признание факта, что другие племена тоже относятся к чело­веческому роду.

    Многие имена означают «друг», «товарищ», «союзник». Так, имя предков осетин - аланы. Это слово и сегодня у некоторых кавказ­ских народов означает «друг». Есть имена, означающие «чужой» и «враг» - именно это, например, означает имя коряков.

    Очень давно стали получать народы имя по стране, в которой они живут. Страна же, в свою очередь, получала свое имя от другого, более древнего народа, когда-то жившего здесь. Так, давно нет наро­да виталов, живших когда-то на юге Апеннинского полуострова, но столкнувшиеся с ними греки назвали по их имени весь полуостров Италией; отсюда и имя итальянцев.

    Даже особая деталь одежды может стать именем народа: «кара­калпаки» - «черные шапки». Иногда именем становится название за­нятия. Бхилы в Индии - лучники, тахтаджи в Турции - лесорубы.

    Отражается в имени народа характер местности, на которой он живет. Так появилось название одного из славянских племен - дре­говичей, живших в болотистой местности («дрегва» - трясина, бо­лото).

    Нередко народ или часть народа принимает имя своего выдающе­гося вождя. Татаро-монгольский хан Ногай правил в конце XIII в. землями от Дуная до Кавказа, сорок лет его воинских успехов приве­ли к тому, что появился целый народ с именем ногайцев. Огузов, вторгшихся в Иран и Малую Азию в XI-XII вв., вели вожди из рода Сельджуков, и этот народ стал зваться турками-сельджуками. Позже во главе этого народа встал род Османов, и появились турки-османы.

    Путей образования этнонимов очень много, но в любом случае их появление знаменует собой завершение формирования этноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имя пере­стает быть обычным словом, оно становится символом.

    Важным элементом этнической культуры является «душа наро­да», которую еще называют национальным характером или психиче­ским складом этноса. Мы не будем говорить о составных частях это­го элемента культуры (это было сделано выше). Отметим лишь, что нельзя абсолютизировать характер отдельных этнических общно­стей. Хотя легко заметить, что, например, такое свойство, как трудо­любие, в силу специфики социально-экономических, географиче­ских и других условий проявляется у разных народов неодинаково. Этносы могут различаться аккуратностью и пунктуальностью (пунк­туальность, высоко ценимая немцами или голландцами, сравнитель-

    но мало значит в Испании и еще меньше - в странах Латинской Аме­рики). Характер этнической общности, как и отдельной личности, проявляется главным образом в действиях. Поэтому он обнаружива­ется и в отдельных памятниках материальной культуры, и в различ­ных видах народного искусства, и в обычаях, и в речи и языке.

    Национальный характер не является чем-то застывшим, его осо­бенности определены исторически. Так, среднего немца в середине XVIII в. представляли себе как человека добродушного и терпеливо­го и только во второй половине XIX в. стали говорить о немецкой сверхпунктуальности и точности.

    Национальный характер существует, но он не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены определенного народа, а целые их группы, причем далеко не каждый член этноса может считаться обладателем типичного национально­го характера.

    Еще Л. Толстой в «Войне и мире» писал о французской и русской храбрости. Если французы всегда стремились сделать храбрость как можно более картинной и эффектной, то русский человек делал свое дело, ничего при этом не говоря. Немецкая храбрость, в свою оче­редь, отличается и от французской, и от русской. Так, стойкость не­мецких солдат, выполняющих приказ своего начальника, у ряда на­родов вошла в поговорку, но без приказа они не обязаны быть храб­рыми. Можно, наконец, отметить итальянскую храбрость - полную противоположность немецкой. Итальянская армия в обеих миро­вых войнах зарекомендовала себя далеко не лучшим образом. Но итальянские партизаны в то же время показывали чудеса героизма. Поэтому иногда говорят, что немецкая храбрость сильнее всего про­является, когда опирается на дисциплину, итальянскую же храб­рость такая дисциплина сковывает.

    Помимо горизонтального членения этнической культуры, рас­сматривается также вертикальное деление. В таком случае в ней вы­деляются два уровня: традиционно-бытовой и профессиональный.

    Традиционно-бытовая культура - это обыденная жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физические потребно­сти, потребность в общении и т.д. Он ест, одевается, обставляет свой дом, читает книги и газеты, слушает музыку, отдыхает после ра­боты, воспитывает детей. Именно здесь, в семье, человек с самого детства впитывает в себя этнические стереотипы, которые и делают его представителем определенного этноса. Профессиональная культура - это искусство, наука, литература, философия, теология и т.д. Все эти сферы также довольно тесно свя­заны с этничностью, призваны уже не спонтанно, а на осознанном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этниче­скую культуру. Для искусства и литературы эта функция более важна, чем для философии, теологии или науки, хотя и в них есть этноспе-цифические черты. Очень важную роль играет фольклор, но только если он соответствующим образом осмыслен профессиональной культурой.

    В современных условиях, в связи с развитием СМИ и различных культурных учреждений, роль профессиональной культуры возрас­тает. И здесь большое значение имеют государственные и общест­венные организации, которые должны поддерживать культуру сво­его народа. Но если в государстве нельзя высказаться через профес­сиональную культуру, этнические элементы культуры опускаются в менее доступные контролю государства слои традиционно-бытовой культуры - так появляются анекдоты, частушки и т.д.

    Однако современному этапу жизнедеятельности этнических общностей более соответствует понятие «культура этноса», предпо­лагающее совокупность всего спектра культурных явлений, необхо­димых для существования общества, без учета этнической специфи­ки. Действительно, трудно представить такой современный народ, жизнедеятельность которого базировалась бы исключительно на эт­нически своеобразных основаниях. Вполне очевидно, что чем более цивилизован народ, тем более необходимы ему самые передовые достижения других культур. То есть реальной чертой современной этнокультурной действительности выступает не этническая культу­ра народа как комплекс этноспецифических черт, а культура этноса как совокупность культурных явлений, необходимых народу для его жизнедеятельности. Однако в структуре культуры даже самых циви­лизованных народов все же обнаруживаются многие этноспецифи-ческие элементы культуры, причем одни слои сохраняют в своем об­разе жизни значительный отпечаток этнического своеобразия, а. другие его почти лишены.



    Загрузка...