emou.ru

Исследовательская работа на тему"образы борьбы и победы в искусстве". Презентация на тему: "Образы борьбы и победы в искусстве. «…то, что у меня на сердце, должно найти себе выход…» Л.Бетховен Памятник Бетховену в Вене. Памятник Бетховену в Вене.". Скачат

Ученица 6в класса МБОУ "СОШ№5" г.Канаш Ч.Р. Володина Валерия

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре. В этой работе можно поближе познакомиться с произведениями различных искусств, в которых воспеваются их подвиги, а также вспомнить песни военных лет, ведь наше поколение зачастую не знают те песни, которые пели, отправляясь на фронт или после боя, наши деды и прадеды.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки российской федерации
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева»
Факультет художественного и музыкального образования

Кафедра теории, истории, методики музыки

«МУЗЫКАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ШКОЛЬНИКА»

Выполнила работу ученица 5в класса

МБОУ «СОШ№5» г.Канаш Ч.Р.

Володина Валерия

Руководитель: учитель музыки

Демина Н.Е.

2015г.

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении.

Я не случайно выбрала тему доклада «Образы борьбы и победы в искусстве». Мне было интересно узнать о героях Отечества, поближе познакомиться с произведениями различных искусств, в которых воспеваются их подвиги, а также вспомнить песни военных лет, ведь наше поколение зачастую не знают те песни, которые пели, отправляясь на фронт или после боя, наши деды и прадеды.

Русские композиторы, художники, поэты очень часто обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины.

Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему?

На эти вопросы я и постараюсь ответить.

С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

Я предлагаю сегодня вспомнить музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках музыки, посвященных теме защитников Родины.

Итак, и в музыке, и в живописи, и в литературе есть много примеров воплощения образа героизма, победы, но разными средствами, ведь каждое искусство говорит своим языком. Главным персонажем былин, картин и музыкальных сочинений является защитник земли русский-богатырь. Кто такие богатыри?

Богатыри - персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Эти образы были воспеты в произведениях литературы.

Кто же обращался к этому образу в музыкальном и изобразительном искусствах? Конечно, каждый русский человек знаком с картиной В.Васнецова «Богатыри», которую художник писал почти 20 лет.

А в музыке к образу богатырской удали обратился русский композитор А.П. Бородин в своей симфонии № 2. После того, как композитор показал свой шедевр друзьям, композиторам «Могучей кучки», музыкальный критик В. Стасов тут же назвал ее «львицей». М.Мусоргский представил в симфонии славянский героический образ,

но Стасов, подумав, предложил Бородину название «Богатырской симфонии», композитор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда. Давайте послушаем несколько строк этой героической музыки. (слушание). Что же изобразил композитор в музыке симфонии? В первой теме я представила сбор, игры, сражения богатырей, а во второй – слышна безмерная их любовь к родной земле.

Не только русские композиторы обращались в своем творчестве к героическим образам. «Симфония №3» немецкого композитора Л.В. Бетховена рождалась в самое тяжелое время жизни композитора, связанного с потерей слуха. Он нашел радость в своем искусстве, воплотив величественный замысел Третьей симфонии, которую, по словам его учеников, он первоначально посвятил Наполеону, но узнав о том, что тот провозгласил себя императором, «разорвал титульный лист с посвящением сверху донизу и швырнул на пол». В дальнейшем эта симфония получила название «Героическая». Симфония пронизана мощ-ной динамикой образов борьбы и поражений, торжествующей радости и героической смерти, пробуждающихся сил. Их движение завершается ликующим победным торжеством. (Слушание симфонии №3)

Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Как же она отразилась в опере?

Опера “Иван Сусанин” вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества. В арии Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество русского человека.

(Слушание Арии Сусанина)

Примером образов борьбы в музыке является так же опера А.Бородина «Князь Игорь», в основе сюжета которой лежит замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Опера писалась в течение 18 лет, но так и не была завершена. После смерти Бородина, его друзья, композиторы А.Глазунов и Н.А. Римский – Корсаков дописали и инструментовали большую ее часть. Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Эпический склад оперы проявляется в героических музыкальных образах, в неторопливом, как в былинах, течении действия. Игорь в опере близок по духу к образам былинных богатырей. В его Арии «Ни сна, ни отдыха» - мы видим многогранный портрет героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбе родины, и страстная жажда свободы. (слушание Арии Игоря).

Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война.

С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Эти слова из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского говорят о том, что в песнях военных лет люди черпали душевные силы. Воевал весь наш народ, воевала и песня.

Какие же песни были написаны на войне или о войне?

Это, конечно, известная каждому русскому человеку песня -гимн, в которой слышится призыв к борьбе профессора Б.А.Александрова «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой». Песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы до стен рейхстага в Германии.

«Эх, дороги». Песня – воспоминание о пройденных дорогах войны.

Песня «В землянке» - первая лирическая песня в годы войны. Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. В годы войны песню исполняли Л.Утесов, Л. Русланова – знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.

Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен – песню «Катюша», Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Это песня о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы. Песня приобрела мировую известность.

Более полувека прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую победу. В годы войны наша страна потеряла многих и многих сыновей и дочерей. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества, это нашло отражение и в песнях. Эти песни – свидетели тех героических лет.

В годы войны наша страна потеряла многих сыновей и дочерей, которые могли бы жить вместе с нами, воспитывать своих внуков и правнуков. Я сейчас попрошу всех встать и почтить минутой молчания память тех, кто погиб в годы ВОВ. (минута молчания).

Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодию и слова:
Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах… - никто не остается равнодушным. Все вы, наверное, догадались, о какой песне я говорю. Это песня «День Победы», Давида Тухманова и В. Харитонова, которую ветераны войны считают своей фронтовой. Я предлагаю исполнить песню всем вместе. (Исполняем).

Спасибо за внимание!

«Список использованных источников информации».

  1. Сайт «Бельканто. Классическая музыка, опера и балет».

http://www.belcanto.ru/igor.html

  1. Программа «Музыка. 5-7 классы» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Статья « КОГДА ГОВОРЯТ ПУШКИ, МУЗЫ НЕ МОЛЧАТ».

Образы борьбы и победы в искусстве


«…то, что у меня на сердце, должно найти себе выход…» Л.Бетховен Памятник Бетховену в Вене. (1770-1827) Людвиг ван Бетховен


Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году, в Германии, в Бонне. Его семья была очень музыка льной, отец и дед композитора пели в хоре.


РОДИТЕЛИ БЕТХОВЕНА


Тридцатилетний Бетховен «...Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый (в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность». Р.Ролан


К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене. Он зарабатывал намного больше, чем большинство композиторов того времени, его слава распространилась далеко за пределы Австрии. Все обследовавшие врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим. Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор. «Вот уже два года, как я не участвую в общественной жизни исключительно потому, что я не могу сказать людям: я глухой.» - писал Бетховен в 1801 году.


Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества 1801 год…Частичная потеря слуха… Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва… «…Я схвачу судьбу за глотку!»


"Ни одного дня без строчки..." "Почему я пишу?То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому я и пишу."


«…следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». А.С. Пушкин В рукописях Бетховена можно наблюдать работу скульптора, обтёсывающего материал, из которого рождается образ-тема симфонии.


Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб"... Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы. Греческая скульптура Ника Самофракийская -богиня победы


Сравни образ преодоления, победы, торжества, выраженный в скульптурах и в симфонической музыке Бетховена. Что в них общего?


А вот так вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените… Масару Эмото «Послания воды…»


Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников? Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?


Что может связывать искусства разных исторических периодов? Какое отношение имеет работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?


Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее» «…Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.К завтраку мы уже в полном параде…»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

«Почему я пишу? То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому то я и пишу», - говорил Л.Бетховен

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Факторы, повлиявшие на создание произведения Данное произведение является самым грандиозным из всех шедевров автора, но у него и самая печальная история создания. Симфония № 5 Бетховена Л. В. несет в себе все муки композитора, всю его душевную боль. Узнав о том, что никогда больше не будет слышать, Бетховен возжелал смерти. Он хотел окончить свою жизнь, наложить на себя руки. Мысли о смерти порой его вовсе не оставляли, сводили с ума, ведь музыка, которую он больше никогда не услышит, была его сущностью, жизнью. Но, долго размышляя над бытием, композитор задумался над силой, коей наделен каждый человек. Он подумал, что все, если действительно захотят, смогут "взять за горло судьбу", начать ею руководить, и жить, невзирая на все чинимые ей козни. Бетховен знал, что судьба распорядилась его жизнью несправедливо, но и подарила огромную силу воли, благодаря которой он смог вновь слышать музыку, только не ушами, а сердцем. Именно это сподвигло композитора написать свою самую лучшую симфонию. Назло судьбе, насмехающимся над его недугом людям, самому себе, так желающему смерти

6 слайд

Описание слайда:

Неудачная премьера Пятая симфония Бетховена сегодня исполняется на мировых сценах. Ее любят, ценят, ею вдохновляются и восхищаются. Но в день премьеры все было далеко не так, презентация прошла крайне неудачно, и слушатели остались ею недовольны. На такой исход повлияло сразу несколько факторов, и из их числа можно выделить самые весомые: Концерт слишком затянулся. История создания симфонии № 5 Л. Бетховена была слишком сложна, длинна, и композитор не хотел, чтобы она звучала последней или первой. Так как автор представлял сразу две симфонии, пришлось в начале концерта вставить еще несколько крупных произведений. Зрители утомились от слишком длительного пребывания в зале, громких звуков новаторских произведений, исполняемых оркестром. Именно поэтому к началу презентации пятой симфонии они уже не хотели ничего воспринимать, единственным их желанием было быстрее покинуть зал. Кроме этого, зрители слишком продрогли. В помещении было ужасно холодно, так как оно не отапливалось. Из-за отсутствия благоприятных условий оркестр плохо играл. Оркестранты постоянно допускали грубые ошибки, и произведение приходилось начинать заново. А это дополнительно затягивало время и так длительного концерта. Но, несмотря на первую неудачу, не стал посмешищем Л. В. Бетховен. Симфония № 5, история создания которой наполнена печалью и трудностями, с каждым годом все больше набирала популярность и в скором времени была признана эталоном классической симфонической музыки.

7 слайд

Описание слайда:

Описание симфонии Так, в музыке мы видим борьбу лирического героя со злым роком. Конфликт человека с судьбой очевиден, он открывается с самых первых тактов. Композитор писал, что именно так, неожиданно, "судьба стучит в наши двери", он сравнил ее с незваной гостьей, которая приходит не всегда с дарами. Бетховен сказал, что судьба способна разрушить все одним своим поворотом, изменить жизнь, уничтожить привычный мир грез, сделать исполнение желаний недосягаемой мечтой. Мотивы судьбы полностью пронизывают композицию, делая ее более слитной и единой. Как и все классические произведения, симфония № 5 Бетховена состоит из четырех главных частей.

8 слайд

Описание слайда:

Смысл симфонии Эта симфония должна была остаться с тем смыслом, который в нее вложил композитор. Бетховен желал до каждого человека донести все, что хотел сказать сам, но не мог выразить это словами. Он знал, что людям необходимо то знание, которое пришло к нему самому лишь с бедой. Автор хотел, чтобы каждый несчастный смог понять, что все в его руках, в том числе жизнь, судьба. Все это можно взять под контроль, стоит только понять, как это сделать. Композитор через музыку показал, как тяжела борьба, но если пройти до конца, то предстоит счастливый и красочный финал.

9 слайд

Описание слайда:

Симфония в кинокартинах Так как в композиции явно ощущается борьба и преодоление трудностей, не кажется странным, что ее режиссеры использовали для подчеркивания самых напряженных моментов фильмов. Так, мы можем симфонию услышать в рейтинговом сериале "Ходячие мертвецы". Эпизод под названием "Услуга" становится более устрашающим под звуки симфонии. Это же произведение звучит в "Друзьях Оушена", "Неуклюжей", "Я - Зомби", "Паранойе", "Штурме Белого дома" и многих других не менее ярких фильмах

Музыка

5 класс

Урок № 13

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Образы борьбы и победы в искусстве

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Портрет в изобразительном искусстве и в музыке;

Роль скрипки в жизни людей разных эпох;

Тема борьбы и победы в творчестве Л. В. Бетховена.

Тезаурус

Диапазон – это объём звучания певческого голоса или музыкального инструмента между самым низким и самым высоким звуками.

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей, а также художественное изображение, образ литературного героя.

Аранжировка – это переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов или голосов.

Обязательная литература

1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей, а также художественное изображение, образ литературного героя.

Исходя из этого определения, можно сказать, что термин «портрет» применим и к живописи, и к литературе. Данный жанр характерен и для музыкального искусства.

Скрипка всегда имела большое значение в жизни людей. Именно поэтому художники часто писали изображение этого инструмента и портреты музыкантов-скрипачей.

Александр Блок так писал о скрипке:

Не соловей - то скрипка пела,

Когда ж оборвалась струна,

Кругом рыдала и звенела,

Как в вешней роще, тишина...

Скрипка в привычном для нас виде появилась в Европе в XVI веке и сопровождала людей на протяжении многих веков. На скрипке играли на народных праздниках и в аристократических кругах.

Норвежская народная песня «Волшебный смычок» отражает значение скрипки в жизни простого народа.

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.

Всемирно известный скрипач-виртуоз Никколо Паганини жил в 19 веке. Его мастерство владения этим непростым инструментом поражала слушателей настолько, что они думали, что в деле замешала нечистая сила.

Самое знаменитое произведение Паганини - «Каприс №24». Слово «каприс» в переводе с французского означает каприз или прихоть.

Многие музыканты позже обращались к этой музыке. Так, всему миру известна «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова, написанная в форме вариаций. Позже на эту музыку был поставлен балет. Современный гитарист Виктор Зинчук сделал аранжировку каприса для электрогитары и успешно исполнял её на своих сольных концертах.

Аранжировка – это переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов или голосов.

Музыка может быть не только живописной, то есть передавать характерные черты человека, героя или инструмента, или рисовать пейзажную зарисовку. Она может выражать какую-то эмоцию или глобальную идею: идею борьбы, победы, справедливости, героизма.

Музыка великих композиторов: Баха, Бетховена, Моцарта, как раз и была подчинена такой общей идее. Слушая их музыку, мы не замечаем изобразительные мелочи (например, звукоподражании волнам, трепету крыльев птицы), мы ощущаем причастность к чему-то великому, к глобальной идее.

Наиболее ярко тема борьбы и победы проявилась в творчестве Бетховена. Его не только заботила судьба его страны и человечества, он и сам находился в постоянной борьбе. Он ежедневно приспосабливался жить и сочинять музыку с прогрессирующей глухотой, приводившей его в отчаяние.

Главный мотив Симфонии №5 называют «темой судьбы». Ритмический рисунок создаёт ощущение тревоги. Сам Бетховен говорил: "Так судьба стучится в дверь!"

Тем не менее, в музыке Бетховена «добро всегда побеждает зло». Она очень жизнелюбива, полна радости жизни и веры в светлое будущее.

Несмотря на то, что как говорят «в музыке всего семь нот», сочетание этих нот бесконечно. Музыка рисует портреты и пейзажи, вовлекает нас в сопереживание личной или общечеловеческой проблемы. Главное, научиться внимательно её слушать и попытаться понять, что именно хотят донести до нас композиторы и исполнители!

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. О ком идёт речь в норвежской народной песне «Волшебный смычок»?

Варианты ответа: скрипач; флейтист; барабанщик

Важное место в уроке отведено разговору о скрипке, дети узнают, какое значение имел этот инструмент в жизни людей, начиная с XVI века. Кроме того, в самом названии есть подсказка. Флейта – это деревянный духовой инструмент, на барабане играют с помощью палочек, а вот для игры на скрипки чаще всего нужен смычок.

Правильный ответ: скрипач

№ 2. Кем был Никколо Паганини?

Варианты ответа: композитором; скрипачом-виртуозом; архитектором; поэтом; пианистом; скульптором

На уроке дети познакомились с творчеством Н. Паганини и прослушали фрагмент его произведения: Каприс №24. Исходя из этого, следует, что Н. Паганини – композитор. Это очень виртуозное произведение для скрипки, а о способностях композитора ходили слухи. Люди не верили, что человек может так технично играть на этом инструменте. Поэтому второй правильный ответ - скрипач-виртуоз. Архитектором, поэтом, пианистом и скульптором Н. Паганини не являлся.

Министерство образования и науки РФ Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №23 им. Б.А. Кучера»

Сценарий урока

музыки

5-й класс

Тема II полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока:

«Образы борьбы и победы в искусстве»

подготовила учитель музыки

ГБОУ «СОШ №23 им. Б.А. Кучера»

Волкова Лариса Ивановна

Севастополь

2016г

Тема семестра: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока: «Образы борьбы и победы в искусстве»

Планируемые результаты обучения :

Предметные : - помочь учащимся выявить общие и отличительные черты в героической музыке славянского и западноевропейского композиторов, показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством; закрепить знания учащихся о некоторых средствах музыкальной выразительности; Повысить уровень компетенций в вокально-хоровой работе: одновременное вступление и снятие по жесту учителя, чистоту интонирования, ритмическую точность при исполнении песни «Крым» муз. и сл. А. Ермолова. ; Эмоционально воспринимать героическую музыку, соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.

Личностные :- Формировать чувство любви уважительного отношения к русской музыке и музыке западноевропейских композиторов, интерес к героической истории. Воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства. Воспитать эмоционально-ценностное отношение и интерес к классической музыке и к искусству, и воплощенных в них героическихобразов. Метапредметные : - Развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, совершенствовать навык работы с разными источниками информации. Формировать художественное восприятие музыки, умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

Задачи урока: Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ван Бетховена. Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

УУД (универсальные учебные действия).

Познавательные – Сформировать знания о героической музыке, об особенностях музыки русской богатырской музыки и героической музыки Бетховена.

Регулятивные – уметь самостоятельно поставить цель работы, обдумать замысел, выработка внимания, саморегуляции, дисциплинированности;

Коммуникативные – уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать результаты работы;

Личностные – ответственно относится к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности; быть сориентированными на проявление интереса к культурному наследию. Формировать чувство любви и уважительного отношения к героической музыке.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Технологии: интегративные, интерактивные, компьютерные.

Методы и приемы: интерактивные (работа в группах), словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, метод забегания вперед и вовращения к пройденному, эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение, элемент игры, прием коллективных ответов.

Музыкальный материал:

1. Песня «Крым» музыка и слова А. Ермолова.

2. Л. В. Бетховен. Симфония №5 (I -я часть).

3. А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» (I -я часть).

Визуальный ряд:

4. В.М.Васнецов. Картина «Богатыри».

Оборудование: фортепиано, доска, карточки – оценки, CD , телевизор.

Мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, DVD .

Эпиграф:

«Музыка должна высекать огонь

из души человеческой»

(Л. В. Бетховен)

Ход урока

    Организационный момент.

    Музыкальное приветствие

Добрый день вам, добрый день

В мире музыки, фантазии и песен,

Добрым будь, смелым будь,

И с искусством в волшебный путь.

III . Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока.

У:- Вспомните: над какой темой мы с вами работаем с начала II полугодия?

Д:- Тема «Музыка и изобразительное искусство»

У: - Правильно! На протяжении нескольких уроков мы говорим о родстве изобразительного искусства с музыкой, и убеждаемся в том, что музыка действительно способна отображать не только то, что мы слышим, но и то, что мы видим и чувствуем.

У.: Какие выразительные средства объединяют эти искусства?
Д.: Темп, ритм, динамика, жанр, строение…
У:- Как вы считаете, что такое «героический поступок»?

Д:- Поступок, свойственный герою, готовый к подвигу.

У:- Сегодня мы продолжим разговор о героических образах в разных видах искусства.

IV . Актуализация опорных знаний.

У:- посмотрите на эту репродукцю на доске (слайд №2), (обращаю внимание на репродукцю картины).

У:- Кто изображен на этиой репродукции?

Д:- на репродукции изображены богатыри.

У:- Можем ли мы назвать их героями?

Д:- Да

У:- Какую симфонию мы слушали на предыдущем уроке?

Д:- Симфонию №2 «Богатырскую» А.Бородина. (слайд №3)

У:- К какой музыке она принадлежит - к программной или непрограммной?

Д:- Она программная.

У:- Послушайте еще раз экспозицию « Богатырской симфонии» и скажите, какие образы возникают в вашем воображении, когда вы слушаете эту музыку?

Д:- богатырские, мужественные, героические.

У : - С какой картиной она ассоциируется?

Д:- «Богатыри». В.М.Васнецова.

V .Слушание музыки. У : Перейдем к теме сегодняшнего урока и запишем её в тетрадь.
Ребята, много лет назад, во время Второй мировой войны чешский писатель Юлиус Футчик, будучи фашистским заключенным, тайно от своих истязателей писал книгу, в которой несколько раз упоминал музыку Л. В Бетховена. Как вы думаете, почему это происходило?
Д.: Может быть потому что музыка Бетховена ему нравилась?
У.: Мы пока оставим этот вопрос без обсуждения, а перейдем к следующему…
«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»

Ученик : - Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе и выстаивает. Новое испытание к нему приходит тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Умер великий композитор в 1827 году в совершенном одиночестве, и последними его словами были: «Я слышал грозу… Утро».
Учитель: -- Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.
Ребята, я прошу обратиться к вопросам-заданиям на нашей доске.
Нашей целью сегодня будет «расшифровать» музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он нам рассказывал музыкой и описать всё это.
Итак, письменно ответьте на вопросы:

    Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его представляете?

    Что с ним происходит в этой части симфонии?

Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.

Слушание (выборочно) детских мини-сочинений.

У.: Ребята, давайте определим главную идею первой части симфонии (ведь это только начало рассказа), запишем ее графически и постараемся придумать к ней свои слова.

В ходе работы у нас сочинялось следующее: – Кто это здесь, что за герой? – Кто это здесь, кто ты такой? Дети пришли к утверждению, что главный персонаж – несомненный Герой, который многое перенес и продолжается сопротивляться действительности как сам Бетховен.

У.: Бетховен пишет эту симфонию в 1902 году, всё чаще испытывая глухоту, его предаёт любимая девушка – Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не только более богатого человека, но и, как она считает, более талантливого музыканта! Глухота! Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для него родственными «Свобода, равенство, братство!». И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не изменял!
А музыкальную тему, к которой мы только что сочиняли свои слова, Бетховен называл «Так судьба стучится в дверь».

Учитель:- Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурой итальянского художника Микеланджело «Восставший раб» и греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Как вы думаете, почему это происходит, что связывает изобразительное искусство и музыку Бетховена?

(Репродукции в учебнике «Музыка» Сергеевой-Критской 5 класс, страница122).

Дети отвечают на вопросы устно, а после – заполняют самостоятельно таблицу, служащую сравнительным анализом выразительных средств музыки и ИЗО.

Устный анализ работы в таблице не проводится, так как это проверочное задание.

Учитель :- Ребята! Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода “Титаник”. В открытом море “Титаник” наскочил на плавающую ледяную гору-айсберг и затонул. (Слайд №12).

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находящихся на пароходе…

И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…

Как вы думаете, что? - Музыку Бетховена

Они играли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. Они обрушивались на него с первых и до последних дней его жизни.

Смертельно раненный “Титаник” погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество.

Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

Слушание 1 части Симфонии №3 Людвига ван Бетховена (фрагменты) .

У.: Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…

VI .Физминутка:

У :- Представьте, что я – солдатский старшина. Я приглашаю своего помощника, и предлагаю провести физминутку.

У: - Под какую музыку ходили солдаты?

Д : - Под марш.

У:- Как ходили солдаты, как рахмахивали саблей в бою? Помаршируем немного и мы вместе с помощником, помашем саблями.

VII . Вокально-хоровая работа.

У:- Ребята, совсем скоро мы будем отмечать 2-ю годовщину нашей Крымской вены ? Сколько героизма потребовалось нашим людям, чтобы отстоять свою волю- жить так, как хочет народ.

У: - На предыдущем уроке мы выучили песню о нашем Крыме.

У: Кто её написал?

Д:- композитор А. Ермолов. (Слайд № 15 ).

У:- Сегодня мы продолжим работу над песней.

Обратите внимание на характер песни.

У:- Как нужно её исполнять?

Д:- Энергично, весело, бодро.

У:- Но не крикливо.

Исполнение песни.

(Исполнение песни классом стоя )

У: - Удалось ли вам выразить все свои чувства?

Д:- Да.

У.: Ну что ж, мы сегодня неплохо потрудились, давайте подведем итог и ответим устно на вопросы-задания в карточках.

    Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?

    Смогли ли мы определить, «что на сердце» у Бетховена?

    Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?

    Что может связывать искусства разных временных исторических периодов?

    Что вам понравилось сегодня на уроке?

    Что из выполненного получилось хорошо?

    Что нужно было бы доделать?

    Какое отношение имен работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?

И последний мой вопрос на сегодня! Мы наш урок начали с книги чешского писателя-антифашиста Юлиуса Футчика, который был арестован гестапо, но чудом выжил. Какое значение для него имела музыка Бетховена?

Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее»

Майское интермеццо 1943 года. Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком моно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира!
Не жди рассказа о развевающихся знаменах. Ничего подобного не было. Сегодня было все намного проще. Здесь всего лишь несколько коммунистов – мужчин и женщин. Да, не меньше, ибо это смотр сим, которые сейчас проходят под ураганным огнем и превращаются не в пепел, а в сталь. Это смотр в окопах во время битвы. А в окопах нет парадности, там носят полевую форму. Все это ты чувствуешь по таким мелочам… Не знаю, поймешь ли ты меня, товарищ, когда прочтешь мои слова, если ты даже не пережил всего сам. Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде…

VIII . Вывод урока.

У:- Сегодня на уроке мы сравнили произведения визуального и музыкального искусства.

У:- Какие средства выразительности помогли нам почувствовать героические образы в музыке?

Д:- Темп, динамика, вид, лад, мелодия, ритм.

У: - Помогла ли нам музыка визуально увидеть образы героев?

Д:- (Да, помогла)

У:- Вдохновляя друг друга мы вместе можем создавать настоящие грандиозные произведения!

Выход детей под музыку из класса.



Загрузка...