emou.ru

Биография. Биография Чижиков — самый добрый художник

Чижиков Виктор Александрович — народный художник, рисовал иллюстрации в «Мурзилке», «Вокруг света», «Веселых картинках», работал над книгами и в различных периодических изданиях. Автор знаменитого Олимпийского Мишки — талисмана летних 1980 года.

Удивительные иллюстрации Чижикова

Практически каждому с детства знакомы картинки Виктора Чижикова. Однако это вовсе не значит, что иллюстрации художника одинаковые: в них есть неповторимый стиль, они сохраняют индивидуальность и при этом полны ласки и любви.

В наше время детские книжки содержат жестокие рисунки, а Виктор Чижиков старался сделать свои иллюстрации нестрашными, и у него, без сомнения, получилось. Мир, который он создавал, был полон добра и гармонии, в нем можно находиться без страха. Виктор Чижиков, художник с добрым сердцем, часто говорил, что встреча с жестоким миром вредит детям, по его словам, детская психика должна окрепнуть перед тем, как узнать о страшилках и ужастиках. Он старался сделать даже отрицательных героев смешными. Вспомнить, например, иллюстрацию Волка, который съел Красную Шапочку.

Виктор Чижиков, биография которого полна удивительных историй, часто читал Чуковского, повести которого сильно повлияли на его творчество. Один из примеров — «Доктор Айболит». В книжке, которая досталась художнику, было множество страшных картинок, особенно те моменты, где мальчик потерял отца, и сцены с пиратами. Чижиков до сих пор хранит ту самую книжку и признается, что читать ее было страшно. Своей дочери он читал книжку с собственными иллюстрациями, и она совсем не боялась! Конечно, ведь там страшный Бармалей спит с журналом «Мурзилка» под боком.

Начало карьеры знаменитого художника

Именно за иллюстрации к «Доктору Айболиту» Чижикову позднее присудили Диплом имени Андерсена. Художник вспоминает, что на вручении ему отдали диплом и гвоздику, так полагалось по правилам. И он вспомнил, как в детстве встретил Чуковского, и тот подарил ему свой букет.

Неудивительно, что это событие так сильно повлияло на маленького Виктора, что он увлекался Чуковским и перенял от него умение понимать детей, любовь к детской литературе, критическое отношение к своим работам и искреннюю любознательность и восхищение окружающим миром.

Поэтому уже в 1960-х годах Виктор Чижиков стал иллюстрировать детские книги. Он вспоминает это время с любовью: тогда в книжки вновь впустили фантазию и разрешили художникам проявлять инициативу. Первые его рисунки печатали в таких журналах, как «Крокодил», «Вокруг света» и «Неделя». Позднее его талант признали «Мурзилка» и «Веселые картинки». С самого начала работы Чижикова вызывали восторг, настолько яркими они были.

Работа в «Мурзилке»

Когда-то любимым журналом большинства россиян был «Мурзилка». Виктор Чижиков работает там более 50 лет и часто делится воспоминаниями о том, как все начиналось.

Когда он и его друзья были молодыми, они часто собирались утром на работе и устраивали мозговой штурм. Любые идеи, которые приходили в голову, озвучивались без страха быть обсмеянным. Так у них получались оригинальные, запоминающиеся номера. Например, любимый номер Чижикова назывался «Большие и маленькие реки». Один из художников просто предложил каждому описать любимую реку детства, и команда начала работу над идеей.

Как и все остальные, Виктор рисовал Мурзилку. Многие наверняка замечали, что этот персонаж всегда выглядел по-разному: Мурзилка живет сам по себе, и художники прорисовывают его жизненный путь. Например, в одном номере у Мурзилки шарф цветов российского флага, а в другом — просто синий. Художник просто объясняет это тем, что у героя часто меняется настроение.

Ограничение в творчестве

Несколько раз, однако, Чижикову выговаривали за непослушание. Например, ему было поручено нарисовать иллюстрацию к знаменитому стихотворению Агнии Барто «Было у бабушки 40 внучат». Он нарисовал 15, остальные просто не влезли. Журнал вышел тиражом более 6 миллионов, и в редакцию посыпались письма с вопросами об оставшихся внучатах. Тогда главный редактор пришел и сказал: «Сказано 40, должно быть 40». Теперь Чижиков улыбается, вспоминая это, и говорит, что дорисовал внучат и собачку в придачу.

История Олимпийского Мишки

Чижиков вспоминает, что один из руководителей Союза художников сказал ему, что проходит конкурс на талисман Олимпиады. На тот момент создатели конкурса уже получили 40 тысяч вариантов и не смогли найти нужное. Однако детские художники участия не принимали. Чижиков и его друзья собрались на работе и стали рисовать медведей. На тот момент это были всего лишь наброски, друзья нарисовали около ста штук.

Куча эскизов так бы и лежала на столе, если бы руководителю не позвонили и не попросили предоставить вариант работы в Олимпийский комитет. Так он и поступил. А когда вернулся, сказал, что образ Виктора одобрили, а еще через месяц он был выставлен на голосование.

Сейчас уже мало кто помнит, что в конце 1970-х проводилось голосование за лучший талисман, и мишку Чижикова почти догнал рисунок лося. Однако в итоге работа получила наибольшее количество голосов, и победу одержал Виктор Чижиков. Художник еще не знал, чем обернется ему это творение.

Этот образ принес Чижикову много проблем. После Олимпиады его использовали везде, не спросив разрешения автора. Например, ему даже пришлось судиться с каналом НТВ за эксплуатацию образа. Тот суд Чижиков проиграл, его авторство не признали. Телевизионщики использовали мишку весьма экстравагантным образом: то как татуировку, то как образ стриптизерши. Всего талисман побывал в 33-х выпусках.

Чижиков — самый добрый художник

По мнению Виктора, в наше время дети, избалованные множеством игрушек и гаджетов, ценят искренность и добро. Хочется верить, что он прав и его дело продолжат новые художники, которые будут дарить детям новые добрые сказки.


Я познакомился с Виктором Чижиковым в 1976 году на праздновании 70-летия народного художника СССР Ивана Максимовича Семёнова. Не помню, то ли я сам к нему подошёл с просьбой подписать книжку из серии "Мастера советской карикатуры", то ли он остановил меня, когда я возвращался на своё место после "поздравления от молодых красногорских художников Ивану Семёнову", знакомство состоялось. Для меня тогда Чижиков был не только виртуозный рисовальщик, работы которого я с удовольствием рассматривал и в "Крокодиле", и в "Вокруг света", но и автором замечательной идеи, как познакомиться с любимым художником и не выглядеть при этом глупым прилипчивым поклонником.
В своё время пионер Чижиков притащил к Кукрыниксам целый чемодан своих рисунков и задал вопрос: "Выйдет ли из меня карикатурист?"... Одним словом я притащил с собою... нет, не чемодан, папку своих рисунков и, как бы передавая эстафету, показал содержимое Виктору Александровичу. Не знаю, что было в чемодане Чижикова, но могу представить, что было в моей папке. Тапками он меня не побил, а расцеловал и дал несколько практических советов. Я их помню до сих пор.
Для начала он запретил мне рисовать на школьных листах в клеточку. Самым категорическим образом. "Ты должен научиться уважать себя!" - сказал Чижиков. - "Себя и свой труд". И с тех пор я никогда и никому не показывал рисунков, сделанных на клетчатой бумаге. Обнаружив в папке рисунки алкоголиков, Чижиков заметил: "Обрати внимание, когда будешь рисовать пьяниц, что никто и никогда не лежит пузом кверху. Обычно из канавы торчат либо голова, либо ноги..."
Позже, когда я побывал у него в мастерской в доме художников на Нижней Масловке, он поделился со мной своим творческим методом. "Я никогда не сижу где-нибудь в вагоне метро с блокнотиком, я сажусь, выбираю жертву и стараюсь как можно точнее запомнить все детали его внешности. Потом прихожу домой и сразу же зарисовываю увиденное. Это великолепная тренировка памяти, которая очень важна для художника! Я никогда никого не рисую с натуры. Вот сегодня меня попросили нарисовать шарж на Гурова, я побывал на худколлегии, внимательно присмотрелся к Евгению Александровичу, а потом пришёл домой и нарисовал его таким, каким запомнил..."
Недавно Виктору Александровичу "стукнуло" 70 лет. Мне до сих пор не верится в это! Какие семьдесят! Это великолепный молодой мастер пера, каким я его всегда знал! Его иллюстрации к детским книгам - одни из самых лучших, карикатуры бесподобны, одна серия "Великие за партами" стоит нескольких томов скучных исторических трудов, а олимпийский мишка, автором которого спустя 4 года после нашего знакомства стал Виктор Александрович, до сих пор считается лучшим олимпийским талисманом за всё время существования Олимпийских игр в новейшей истории. А, впрочем, о чём я? Лучше смотрите сами!

Биография
Виктор Чижиков родился 26 сентября 1935 года в Москве.
Закончив московскую среднюю школу № 103 в 1953 году, поступил в Московский полиграфический институт, художественное отделение которого закончил в 1958 году.
В 1952 году, ещё учась в школе, начал работать в газете "Жилищный работник", где и опубликовал свои первые карикатуры.
С 1955 года работает в журнале "Крокодил", с 1956 — в "Веселых картинках", с 1958 — в "Мурзилке", с 1959 — в "Вокруг света".
Работал также в "Вечерней Москве", "Пионерской правде", "Юном натуралисте", "Молодой гвардии", "Огоньке", "Пионере", "Неделе" и других периодических изданиях.
С 1960 года иллюстрирует книги в издательствах "Малыш", "Детская литература", "Художественная литература" и др.
Член Союза журналистов РФ с 1960 года.
Член Союза художников РФ с 1968 года.
Член редколлегии журнала "Мурзилка" с 1965 года.
Обладатель Почетного диплома имени Х.К.Андерсена (1980 г.), ордена "Знак Почета", почетного Знака Олимпийского комитета и диплома Академии художеств СССР за создание образа талисмана Московских олимпийских игр — медвежонка Миши (1980 г.) и Почетного диплома Совета по детской книге России (1997 г.).
Лауреат Всероссийского конкурса "Искусство книги" (1989, 1990, 1993, 1996, 1997 гг.), конкурса читательских симпатий "Золотой ключик" (1996 г.), ежегодной профессиональной премии за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора — "Золотой Остап" (1997 г.).
Председатель жюри конкурса детского рисунка "Тик-так", проводимого телекомпанией "Мир" (канал телевидения РФ) с 1994 года.
Народный художник России.

Микроавтобиография

"С тех пор как я родился у меня спрашивают: «Чижик-пыжик, где ты был?» Отвечаю: — В детском саду был, в школе был, в Полиграфическом институте был, в «Крокодиле» был, в «Мурзилке» был, в «Вокруг света» был, в «Веселых картинках» был, в «Детгизе» был, в «Малыше» был. Да! Чуть не забыл. На Фонтанке тоже был. Раза два."

В. Чижиков

"В начале пятидесятых годов на пороге нашей мастерской появился юноша с большим чемоданом в руках. Это был ученик девятого класса Витя Чижиков. Он открыл свой чемодан, и мы увидели, что он набит политическими карикатурами.
Витя спросил: — Карикатурист из меня получится?
Нам тогда трудно было ответить на этот вопрос, хотя размеры чемодана обнадеживали.
Сейчас, когда у него за плечами двадцать лет работы в журнале «Крокодил», мы с уверенностью говорим: —Да, карикатурист получился! И очень хороший."

Кукрыниксы

Перспектива с котами

Серьезно-несерьезное интервью с художником Виктором Чижиковым накануне его 70-летия

Александр Щуплов

Заслуженный художник России Виктор Чижиков посвятил детским книгам всю жизнь. Можно без преувеличения сказать, что его перо и кисть проиллюстрировали всю нашу литературу для детей: Маршак и Барто, Чуковский и Волков, Заходер и Коваль, Михалков и Носов... А еще - Родари с его "Чиполлино"! А еще - Успенский со ставшими уже классическими персонажами Дядей Федором и Котом Матроскиным! А еще - олимпийский Мишка, улетевший давным-давно в лужниковское небо, вызывая слезы и комок в горле... А еще - серия из двух десятков книг издательства "Самовар" с приглашающим названием "В гостях у Виктора Чижикова". Наша беседа - с замечательным российским художником книги Виктором Чижиковым.

Я люблю белорусских художников, - рассказывает Виктор Чижиков. - У меня есть в Минске замечательный друг Георгий Поплавский, народный художник, академик. Он является главой семьи художников: жена Наташа - замечательный иллюстратор детской книги, дочка Катя - тоже очень хорошая художница. Мы познакомились в Доме творчества в Паланге в 1967 году. Когда он бывает в Москве, то всегда заходит ко мне. Он очень известный мастер, иллюстрировал Якуба Коласа, других белорусских писателей. За цикл индийских работ получил премию Джавахарлала Неру.

- Вы чувствуете дыхание нового поколения в книжной графике? Кому лиру будете передавать, Виктор Александрович?

К новому поколению я отношу Вику Фомину, завоевавшую на биеннале в Братиславе почетный приз "Золотое яблоко". Есть достойные художники и среди совсем молодых. Одно время на страницах журнала "Детская литература" писалось о каком-то кризисе "иллюстраторского жанра". Я этого никогда не чувствовал. Всегда работало много талантливых художников. Конечно, надо их поддерживать, особенно стариков. Например, очень много сделал для российской книжной графики Геннадий Калиновский. Ему сейчас около 75 лет, он болен, о нем мало вспоминают. Мы-то, его друзья и коллеги, о нем помним, но не можем обеспечить закупки его работ. А у него есть очень интересные работы к "Мастеру и Маргарите" и "Путешествию Гулливера". Особенно он прославился иллюстрациями к "Алисе в Стране чудес". Лучших иллюстраций к этой книге я не видел! Еще один мой замечательный друг - недавно ушедший из жизни Евгений Григорьевич Монин. Художник очень высокого уровня, предмет гордости нашей графики. А о нем не было ни одной телевизионной передачи. Когда все время на телеэкране посвящено попсе, а иллюстраторам не уделяется внимания, это обедняет общую культуру. Ведь на иллюстраторах, особенно детской книги, держится огромный пласт культуры: первые шаги ребенка связаны не столько с текстом, сколько с картинками. Юмор в детских иллюстрациях очень нужен. Правда, когда речь идет о серьезных или трагических вещах, иллюстрация должна быть трагической. Но не для самых маленьких! Помнится, однажды, когда создавался Детский фонд, мы разговаривали с Сергеем Владимировичем Образцовым о том, с какого возраста можно пугать детей, делать для них разные модные сейчас страшилки. Образцов говорил мне, что не хочет допускать в своих театральных постановках для самых маленьких ничего страшного. Пусть дети как можно дольше сохраняются "непугаными". А потом, когда подрастут, можно постепенно вводить в сказки и Бабу Ягу, и Волка, который встречается с Красной Шапочкой... Он объяснял это тем, что у детей в будущем будет много поводов для испуга. Детская психика сначала должна возмужать, укрепиться, а потом уж ее можно загружать разными страшилками.

- Лесники говорят, что прирученные медвежата или оленята, когда их взрослыми выпускают на волю, чувствуют себя беспомощными. А у нас сейчас выросшие дети вступают в тот же хищный лес...

Да, сегодня все происходит не так, как говорил Образцов. Но я стараюсь делать своих страшных героев смешными. Того же Волка, например, который собирается скушать Красную Шапочку.

- С улыбкой будет ее кушать?

Бармалей у меня в "Докторе Айболите" спит в кровати, а из-под подушки высовывается журнал "Мурзилка" - любимое чтиво Бармалея! Вот мой метод.

- А не боитесь, что встретятся потом выросшие дети с каким-нибудь Чикатилой и будут искать, где у него высовывается журнал "Мурзилка"?

И все-таки я даже страшный текст стараюсь рисунками смягчить. Хотя жизнь все равно поставит все на свои места. Я часто встречаю людей, которые мне говорят: мы выросли на ваших книжках, спасибо, что вы нас веселили! Это для меня звучит как награда. Я хотел и хочу, чтобы у детей было меньше страхов. Детство должно быть беззаботным. Вообще, мне кажется, это присуще русскому народу. Вы обратили внимание, что в деревнях на праздники ходят ряженые: мужики выпьют и рядятся в женские платья...

- Для этого не надо ехать в деревню: включите телевизор с какой-нибудь сатирической программой - сплошные мужики в женских платьях!

Меня пугает изобилие таких мужиков на ТВ. Это уже не смешно. А в народе ряженые - обычное дело, они органично вписываются своей беззаботностью и ухарством в праздник. Меня это всегда веселило в детстве. Потом вырастаешь - и на тебя постепенно накладываются пласты культуры. Ты начинаешь немножко больше понимать. Немножко! Но главная закваска закладывается в детстве. Если ребенка воспитывать в страхе, все время предупреждать: мол, туда не ходи, и туда тоже, там страшно! - ребенок будет сидеть онемевший посреди комнаты и всего бояться. А в жизни нужны люди, которые и постоять за себя могут, и посмеяться от души. Мы должны воспитывать таких людей.

- Ну, вашему веселому Бармалею никто не удивится - в конце концов Виктор Чижиков заставил олимпийского Мишку улететь в свой сказочный лес. До сих пор Мишка все летит и летит над нашими головами, а люди все плачут и плачут, прощаясь с ним...

И плачут по вполне естественной причине: Мишку успели полюбить. Сцена была вокзальная: один уезжает, другие его провожают. Мы всегда видим, как плачут на вокзалах. А почему плачут? Потому что уезжает кто-то родной.

Наш Мишка, став олимпийским талисманом, впервые взглянул в глаза зрителям: "Вот я такой! Гостеприимный, крепкий, независтливый и независимый, смотрю вам в глаза..." Медвежонок полюбился именно своим взглядом. До него никакой олимпийский талисман - никто на это никогда не обращал внимания! - в глаза не смотрел: ни мюнхенская такса, ни канадский бобр... Я у них вообще глаз не помню. А вот после олимпийского Мишки появились сеульский тигренок Ходори и сараевский волчонок Вучко - они уже смотрели в глаза зрителям.

- Помнится, вы болели идеей нарисовать серию "Коты великих людей". В каком она состоянии?

Я ее то нарисую, то расформирую. У меня уже есть "Кот Саврасова", "Кот Шаляпина", "Кот Герострата". Есть даже "Кот Лужкова" - сам он не в кепке, но кепка участвует в этом процессе.

- А "Кот Пушкина" есть?

Нет. Но есть "Кот Малевича", есть "Кот Есенина": представляете - тонет кот. Рядом на берегу сидит собака. Кот протягивает лапу: "Дай, Джим, на счастье лапу мне"... Есть "Кот Гоголя"...

- "Кот Гоголя", наверное, с длинным носом?

Нет, он стоит в лодке в камышах, за поясом заткнута дичь. Он целится из рогатки и говорит: "Редкая птица долетит до середины Днепра".

- А "Кот Ленина", представляете, сидит в Шушенском, рядом - Надежда Константиновна... И еще - "Кота Путина" не нарисовали? Рядом с президентским лабрадором, которого показывают по телевизору?

Нет, таких котов у меня пока нет. Для этого надо сесть и подумать - серьезно отнестись к этой теме. Может, еще появятся. Тут не знаешь, что возникнет. Пока беру то, что лежит на поверхности. Хорошо сказал философ Лихтенштейн: "Плохо быть правым в тех вопросах, в которых не правы сильные мира сего". К этой теме надо подходить осторожно.

- Наверное, умный был философ, раз в честь него княжество назвали...

Определенно, дока. А котов у меня пока набралось 25. Этого мало для книги.

Вообще-то коты у меня жили всю жизнь. С нами в деревне кот Чунька прожил 14 лет. Он послужил толчком для создания целой серии рисунков о кошках. А потом ушел и не пришел. Говорят, кошки уходят умирать. Наш Чунька - как Толстой. Кстати, уход Толстого в моей серии о котах тоже будет. Образ у меня уже найден.

- Интересно, вы сперва изучаете натуру, входите в образ кота? Усов, правда, у вас нет, чтобы ими шевелить, хвостика тоже...

Совершенно верно, вхожу в образ.

- Что вы пожелаете читателям своих книжек?

Хороших перспектив. Художники в институте всегда изучают такой предмет - "Перспектива". Видеть четкую перспективу в своей жизни я и пожелаю читателям России и Беларуси.

- А что вы пожелаете художнику Виктору Чижикову на его семидесятилетие?

Тех же перспектив! Конечно, больших перспектив у меня уже нету. Но четкую перспективу лет на пять я бы себе пожелал!

- Ну а мы от имени читателей умножим эту цифру на пять и еще на пять...


Иллюстрации Виктора Чижикова к книгам Сергея Михалкова

"Кто такой Сергей Михалков, я узнал в детском саду.
— Ну, вы, упрямые Фомы! — не уставала повторять наша воспитательница. Мы свыклись с этим прозвищем, но о происхождении его
узнали позже, когда она прочитала нам стихотворение об упрямом Фоме. Да, первым я запомнил не "Дядю Стёпу", не "А что у вас?"
или "Мы с приятелем", а "Фому". Купаться нельзя: аллигаторов тьма, но в воду упрямо ныряет Фома-Слова "Никто не плывёт по опасной реке" наводили на меня страшную жуть. В детском саду мы много лепили из глины. Занятия были поставлены прекрасно. Нас усаживали за огромный дощатый стол, каждому выдавался ком глины и клеёнчатый фартук. Лепить можно было что хочешь. Помню, я вылепил крокодила с широко раскрытой пастью. Потом скатал глиняный шарик и аккуратно положил его в пасть крокодила. Потом взял карандаш и два раза легонько ткнул им в сырой ещё шарик, получились глаза. Затем сильно ткнул карандашом ещё раз — получился орущий, круглый рот. Эта поделка стала первой моей иллюстрацией к произведениям Михалкова.
Совсем недавно в Петербурге я присутствовал на встрече Сергея Владимировича Михалкова с маленькими читателями. В зале сидели такие же детсадовцы, каким когда-то был я. Михалков читал первую строчку стихотворения, а двухтысячный зал хором продолжал текст.
Знают — значит, любят.
Лето 1972 года выдалось жарким и дымным — горели подмосковные леса. Мы тогда снимали дачу в Рузе. Я сидел за рабочим столом и, вдыхая дым леса, рисовал картинки к книге Михалкова "Стихи друзей" (из Ю.Тувима). Этой книгой издательство "Малыш" решило отметить шестидесятилетие Сергея Владимировича.
Я рисовал и думал: "Надо же, шестьдесят лет! Как много! Просто ужас какой-то!"
А сейчас, когда самому уже шестьдесят, кажется, что не так уж и много. Да чепуха! Подумаешь, шестьдесят!"

Виктор Чижиков


С.Михалков "Праздник непослушания"



С.Михалков "Упрямый козлёнок"


С.Михалков "Как медведь трубку нашёл"


С.Михалков "Одноглазый дрозд"



С.Михалков "Сон с продолжением"

Ещё о

Создатель олимпийского Мишки
26 сентября исполнилось 80 лет замечательному художнику Виктору Чижикову

Всю жизнь он посвятил иллюстрированию детских книжек. Творческая судьба В. Чижикова сложилась счастливо. Благодаря дару и неиссякаемому оптимизму всегда был любим и востребован. По теме:


Ни разу не усомнившись в том, что его призвание - детская иллюстрация, он с удовольствием и присущим ему добродушием дарил облик героям многочисленных книг - Корнея Чуковского, Агнии Барто, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, Юрия Коваля, Эдуарда Успенского, Николая Носова, Андрея Усачева, Алана Александра Милна и других. «Жизнь в области детского рисования, когда вокруг тебя прекрасные друзья, - это упоение. Не благодать даже, этого мало, а именно упоительная жизнь», - так говорит сам художник.

С 1960 г. он иллюстрирует книги издательств «Малыш», «Детская литература», «Самовар», «Художественная литература» и других.

Работы художника находятся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Сейчас В. Чижиков - председатель Совета по детской книге России.


Искусствовед Л. Кудрявцева пишет: «В его рисунках все дышит остроумным весельем и жизнелюбием. Так бывает в детстве, когда весь мир тебе улыбается. В рисунках Чижикова по-детски беспечны все и вся: дом, труба на доме, почтовый ящик, горка, свет в окне, жест, поза персонажей, выражение лица, будь это доктор Айболит, кот Матроскин, или желтый в полосочку тигр из “Забытого дня рождения”. А как они умеют хохотать! Хохочут львы и мыши, кошки и собаки, короли и дракончики, джентельмены удачи и неудачники, соловьи-разбойники и даже Бармалей. Разве что не улыбнется уже какой-нибудь самый отъявленный негодяй».


Самые шикарные коты,это коты нарисованные его рукой


В 1960-е в ряды детских иллюстраторов влились молодые художники - Виктор Чижиков, Евгений Монин, Вениамин Лосин, Владимир Перцов. Они были друзьями, работали в одной мастерской и, хотя и не были творческим объединением, назвали свою дружескую группу «ЦДЛ», - «ценители детской литературы».

Именно соратник В. Чижикова по «ЦДЛ» В. Перцов принес в мастерскую «задание» - создать эскиз талисмана Олимпиады-80.

«Перцов встретил на улице одного из руководителей Союза художников, и тот ему говорит: “Слушай, проходит конкурс на талисман Олимпиады, уже рассмотрели сорок тысяч предложений и не можем найти нужное. Вот вам бы, детским художникам, принять в нем участие!” Мы собрались в моей мастерской, четверо друзей, и стали рисовать каждый своих медведей карандашом. Это были карандашные наброски с целью найти образ. Штук по сто мы нарисовали. Эта нарисованная куча так и осталась лежать на столе. А потом Перцову звонят и говорят: “Ну вы чего-нибудь сделали? Тогда принесите сегодня в Олимпийский комитет!” Он отнес. А когда он снова появился с этой папкой во дворе, Зина, моя жена, спрашивает его: “Ну, Вовка! Как там дела-то?” - “Ай!.. Витькин взяли...” Потом проходит больше месяца, и в конце сентября 1977 года мне звонят и говорят: “Виктор Александрович! Поздравляем - ваш медведь прошел ЦК партии!”».

Мало кто помнит, что образ медведя был выбран телезрителями в процессе голосования в передаче «В мире животных». В. Чижиков признается: «Там лось его крепко подпирал, но я рад, что победил медведь, потому что у лося коленки гнутся не в ту сторону. А у медведя колени впереди, как у человека, он ходит, как мы с вами...».

К сожалению, судьба знаменитого олимпийского Мишки стала, пожалуй, главным творческим «диссонансом» в творческой жизни Чижикова: образ медведя повсеместно эксплуатируют везде, где только можно, не спросив об этом художника. Известна неприятная история, когда художник по инициативе группы юристов судился с НТВ за использование образа Мишки и проиграл - суд не признал его авторства. Надо отметить, что медведь был употреблен телевизионщиками весьма фривольным образом: в течение 33-х передач он «летал» в самых разных местах - то фигурировал в качестве наколки на груди какого-то подозрительного типа, то оказывался занесенным к стриптизершам.


В. Чижиков признается, что к своему Мишке относится как к человеку, разделившему с ним все неурядицы: «Это не просто рисунок! Создан образ. А этим образом уже можно оперировать.

Когда образ не создан, можно сделать любого медведя, вот как “Единая Россия” - угрюмый такой медведь. Таких много, они все куда-то бредут... А этот медведь - он до сих пор очень хорош. Он часто говорил мне: “Витя, не грусти! Все нормально”.


Как-то Пикассо продал за баснословные деньги рисунок, сделанный за пять минут. И на упрек в корысти он ответил: “Да, это были пять минут и плюс вся жизнь!”».

Детские книги всегда играли огромную роль в формировании вкуса, чувства прекрасного, нравственных устоев, в развитии воображения у подрастающего поколения. Все мы помним свои первые, давно и горячо любимые книжки, которые многократно перелистывались и учились наизусть. Иллюстрировали их настоящие мастера - Г. Калиновский, Е. Чарушин, Ю. Васнецов, братья Траугот, Г. Спирин и др.

В. Чижикова в раннем детстве поразила книга Ершова «Конек-горбунок» с автолитографиями Ю. Васнецова. До сих пор художник вспоминает некую «странность атмосферы», которую Васнецов создавал удивительными деталями.

А одним из мощнейших литературных впечатлений его детства было стихотворение Сергея Михалкова о недоверчивом Фоме. Эти стихи будущий художник услышал в детском саду в 1938 г., будучи 3-хлетним ребенком. И там же, когда детям была предоставлена глина, вылепил свою первую скульптурную композицию, изображающую гибель нерадивого Фомы в пасти крокодила. «Стихи, прочитанные и заученные в детстве, перекликаются с понятием “Родина” совершенно железно», - уверяет В. Чижиков.

Еще одно детское воспоминание художника выглядит символичным и судьбоносным: «Жаркий летний день предвоенного сорокового года. Мы с отцом в Парке культуры катаемся на лодке, и вдруг по радио объявляют, что сейчас в летнем театре выступит Чуковский. Прибежали вовремя, расположились на первой скамейке перед эстрадой. Все долго хлопали, когда вышел Корней Иванович. Он долго читал стихи, хорошо всем знакомые, любимые стихи детворы. Сам его облик, манера читать стихи, говорить с детьми, его голос - завораживали. Дети слушали как зачарованные, Но вот встреча подходит к концу, Чуковскому дарят цветы, море цветов, он весь в цветах, рук не хватает. И вдруг ему подносят букет дивной красоты – синий, красный, желтый.

Тут какая-то сила подбрасывает меня, я подбегаю к самой эстраде:
- Дедушка Корней, подарите мне этот букет!
Чуковский, ничуть не удивившись, протягивает мне букет-красавец.
- Возьми, детка! Держи!
Отец, пораженный моей бесцеремонностью, просит меня вернуть букет Корнею Ивановичу. Чуковский, видя мое замешательство, говорит:
- Что вы, что вы, пусть мальчик отнесет букет маме!
Гордый и счастливый шел я домой, обняв обеими руками дар великого сказочника Корнея Ивановича Чуковского!

В 1980 году за иллюстрации к “Доктору Айболиту” мне был присужден Диплом имени Г.Х. Андерсена. На торжестве вручили диплом и одну гвоздику - так полагалось. Смотрел я на эту гвоздичку и вспоминал свое довоенное детство, свою встречу с Чуковским и тот синий, красный, желтый - самый красивый букет в моей жизни».

К красоте деталей, к мелочам, ассоциациям Чижиков всегда был внимателен; не зря говорят, что художник видит мир не так, как «простые смертные». По его словам, художник - это волнующаяся масса.

Коллега и друг В. Чижикова В. Лосин в тех случаях, когда художник обращал его внимание на что-либо художественно привлекательное - будь то хвост петуха или облачко, отвечал: «Да, как иллюстраторам нам это очень важно».



Годы Великой Отечественной войны В. Чижиков с матерью провел в эвакуации, в селе Крестово-Городище Ульяновской области, на Волге; отец художника погиб на фронте. В избе, в которой они поселились, было принято каждую Пасху оклеивать стены свежими газетами. Со временем стены избы были украшены рисунками мальчика. Одним из главных впечатлений эвакуации стало общение с дядей Левой, одиноким инвалидом, вернувшимся с фронта без обеих рук. Тем не менее, дядя Лева умудрялся неплохо рисовать, вести стенгазету и работать заведующим почтовым отделением. Кроме того, он устроил «книжный клуб» - собирал у себя в доме детишек, как местных, так и эвакуированных, и вместе с ними читал книги. А знакомство будущего художника с дядей Левой состоялось при весьма драматичных обстоятельствах - безрукий мужчина спас маленького Витю Чижикова, тонувшего в Волге.

Поразительная история, в очередной раз напоминающая нам, сколько настоящих героев страны не узнано, сколько прекрасных скромных людей где-то в деревнях, в маленьких городках творят настоящие чудеса, о которых, быть может, никогда не узнают в столицах...


В. Чижиков сотрудничал со всеми ведущими советскими журналами для детей и юношества - «Вечерней Москвой», «Пионерской правдой», «Юным натуралистом», «Молодой гвардией», «Огоньком», «Веселыми картинками», но в наибольшей мере его душа лежала к «Мурзилке». Художник называл редакцию «Мурзилки» «заповедником взаимопонимания». Именно там он познакомился с людьми, которые стали его лучшими друзьями на всю жизнь.

Кредо художника Чижикова звучит хоть и предсказуемо, но неоспоримо: «Детский художник должен отличаться абсолютной добротой. Злюка может затесаться в детские художники. Может, он шерсть хорошо рисует. Пушистые у него все. А душу не обманешь».

Вот еще один важный рецепт мастера для начинающих детских иллюстраторов: «Если ты обул героя в синие ботинки - соблюдай синие ботинки до конца книги! Однажды мне поручили нарисовать картинку к стихотворению Агнии Барто “Было у бабушки 40 внучат”. Я нарисовал 15 человек из упомянутых 40, остальных уведя за обрез страницы. Пошли письма: “Почему художник Чижиков изобразил только 15 внучат? Где остальные 25?”. Тираж “Мурзилки” тогда был 6,5 миллиона экземпляров. Главред сказал: “Витя, ты понял, как надо? Сказано сорок - рисуй сорок. Как хочешь”. Потом вышла книжка, и я нарисовал 40 внучат и собачку еще посадил».

Виктор Чижиков - замечательный рассказчик. Он очень любит людей и не устает в этом признаваться, любит рассказывать о своих выдающихся друзьях. В числе членов «ЦДЛ» был и писатель Юрий Коваль. «Он был потрясающе талантлив во всем!.. - тепло, даже восторженно вспоминает В. Чижиков. - И в рисовании тоже. Как у него бурлят рассказы словами, так у него бурлит и живопись своими мазками!.. У него жутко смелые мазки, которые идут в разных направлениях. На его живописном полотне завязывается крепкое знакомство одного мазка с другим – возникает живописная, красивая вязь. Когда он приходил - все сразу понимали, что его-то как раз и не хватало! Он был всегда необходим. Он мог повернуть течение собрания совершенно в другую сторону! У него настолько силен был творческий запал, что не исчерпывался живописью, литературой, он еще был гением общения. Коваль в прозе умел одним мазком создать огромную картину. Калиновский это все очень остро почувствовал и форзацем в “Недопеске” сделал степь: маленький недопесок бежит по этой степи, а над всем этим - созвездие Орион. И сразу чувствуешь, что Коваль охватывает своим творчеством космос. И в этом космосе созвездие дышит над землей, и тут же передвигается “микроорганизм”, убежавший со зверофермы. Огромнейший масштаб!».



Был у В. Чижикова и опыт работы в мультипликации - он выступил художником-постановщиком в мультфильме Гарри Бардина «Бравый инспектор Мамочкин».

Бытует мнение, что в советское время представители творческих профессий буквально «бежали» в детскую литературу, иллюстрацию, мультипликацию - чтобы укрыться от идеологии соцреализма и ее цензуры.


Вот что В. Чижиков думает по этому поводу: «Так говорят люди, которым это выгодно. А те, кто естественным образом влился в детскую литературу, так не считают. Мои друзья никогда не были ни диссидентами, ни идеологами. Какая идеология, когда у Лосина, например, были великолепные иллюстрации к “Генералу Топтыгину” Некрасова, когда у него пушкинский Балда - это обалдеть можно, какой замечательный тип! Его никто никогда не загонял в детскую литературу - он ее выбрал. Он мог быть великолепным живописцем - это рисовальщик экстра-класса! Убежищем детская литература была для халтурщиков, когда душа не звала в детскую литературу, а вынужден был где-то перекантовываться - но это не о моих друзьях и не обо мне».

В. Чижиков очень любит кошек. В 2005 г. вышла книга с его рисунками и стихотворениями Андрея Усачева «333 кота». Это книга, где уже непонятно - то ли иллюстрации сделаны к стихам, то ли стихи написаны к картинкам, то ли они абсолютно самодостаточны, и просто дружески взаимодействуют на страницах одной книги.

Сам Чижиков тоже сочиняет остроумные стихи. Например:

У прилавка магазина
Появились три кота:
«Нам три метра трикотина
Шириною в три хвоста».
Прибежал четвертый кот:
«Есть в продаже коверкот?»

Метко и трогательно высказалась о работах художника переводчик, специалист по детской литературе О. Мяэотс: «Рисунки Чижикова узнаются моментально. И, удивительное дело: хотя персонажи, созданные художником, похожи, как дети одного отца, они сохраняют индивидуальность, а в иллюстрациях нет серийного однообразия, зато всегда есть игра, ласковая усмешка и - море счастья и любви. И еще одно важное качество, особенно ценное в наше время, явно перегруженное насилием и всякими ужасами: иллюстрации Чижикова нестрашные. В созданном им мире царят добро и гармония, и жить в нем можно без оглядки и страха».


Виктор Чижиков в 2011 году


Отрадно, что у «Ценителей детской литературы» есть достойная смена в кругу детских иллюстраторов. Появляются новые издательства детской литературы - например «Розовый жираф» или «Самокат». С помощью молодых талантливых художников - М. Покалева, З. Суровой, И. Олейникова, В. Семыкиной и других - они формируют обновленное и свежее, современное лицо детской книги. Стали также появляться интерактивные книги для планшетов, где картинки могут двигаться - даже лет десять назад подобное казалось фантастикой. В разработке художественной части и здесь задействованы замечательные художники. Правда, новые книги не печатаются такими тиражами, как это бывало в советские времена, когда по всей стране расходились миллионы экземпляров.

В. Чижиков считает: чтобы найти путь к сердцу современного ребенка, избалованного всяческими гаджетами, нужно всего только быть искренним.


Хочется надеяться, что так и есть, что искренность по-прежнему будет находить отклик среди новых поколений. И что новое время родит новых искренних детских художников, работы которых будут совсем не страшными и очень добрыми.

Давно я уже хотела собрать вместе книжки и картинки Виктора Чижикова. Кое-что, конечно, осталось мне недоступно, но то, что было выложено на разных сайтах интернета, я собрала. Это и отсканированные книги, и просто картинки из разных книг. Много книг купила себе, если у вас будет сильное желание посмотреть какую-нибудь, я постараюсь отсканировать!

Для начала, знакомимся с Виктором Александровичем и его рисунками из замечательных постов участников ЖЖ

**************************************** ***********************************

Скан книги "Хочу луну!" Элеонор Фарджон

**************************************** ****************************

Виктор Чижиков. Иллюстрации к "Аля, Кляксич и буква А"
И.Токмаковой



http://community.livejournal.com/old_cro codile/15887.html

**************************************** ****************************************

"Винни Пух" Виктора Чижикова

**************************************** ****************************************


И теперь несколько отсканированных книг, которые можно скачать и насладиться!


ВИКТОР ЧИЖИКОВ. НАШЕ ВАМ С КИСТОЧКОЙ

(Сканировала я сама)

Ирина Токмакова. "Аля, кляксич и буква "А"

Скачать Яндекс Диск
Размер 5, 82 МБ
Формат DJVU


Сергей Михалков "Сон с продолжением"


Скачать Яндекс Диск
Размер 1, 54 МБ
Формат DJVU

(С сайта http://www.childhoodbooks.ru/)

КУЗЬМИН Лев - Добрый день


Скачать Яндекс Диск
Размер 4, 18 МБ
Формат DJVU
(С Сайта http://www.childhoodbooks.ru/)

Гераскина Л - В стране невыученных уроков - 1

Скачать Яндекс Диск
Размер 3, 45 МБ
Формат DJVU

АНДЕРСЕН - Огниво
Скачать

Сейчас те, кто не знал, познакомится с великолепным создателем визуальных образов, с Виктором Чижиковым - детским художником. Народный художник Российской Федерации, автор образа медвежонка Миши, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. А также оформитель множества запоминающихся детских книжек. А еще он художник "Крокодила" и "Весёлых картинок" .

Виктор Чижиков. Моя жизнь прошла среди карикатуры и рисования для детей

Ольга Вихрова

А для коллектива «Вечерней Москвы» Виктор Александрович - не только коллега-карикатурист, но и неотъемлемая часть 95-летней истории издания.

Уже 62 года в альбоме художника, как память, хранится первая иллюстрация, опубликованная в «Вечерке». Пополняя страницы своего исторического альбома, «Вечерняя Москва» тоже решила сохранить на своих страницах портретную зарисовку уважаемого и любимого поколениями редакции и читателей Виктора Александровича.

Вы помните свою первую карикатуру в печати?

Она была опубликована в 1952 году в газете «Жилищный работник» (ЖР) в День Советской Армии. На первой полосе был огромный портрет Сталина, а на обороте - другие материалы, в числе которых и мой рисунок трактора, который пробирался среди занесенных снегом построек. Зима в тот год была богата на осадки, и я изобразил базу Мосжилснаба в Нагатино. «Все пути на базу снегом замело. К ней добраться сразу очень тяжело», - сочинил подпись поэт Титов.

Как повлияло сотрудничество с «ЖР» на профессиональное становление детского иллюстратора?

Как ни странно, именно в этом издании в листок толщиной, работал человек, который научил меня мыслить в карикатуре гораздо шире. Когда в девятом классе я пришел на работу в «ЖР», главным редактором там был Матвей Прохорович Тобинский.

«Старайся решить задачу не только при помощи людей. Есть на свете кошки, собаки и всякие другие твари, которые населяют землю. Старайся их почаще привлекать в работы, и тогда твой диапазон, как карикатуриста, увеличится» - объяснял он мне.

И еще Тобинский советовал повнимательнее всматриваться в детали быта, которые попадаются на глаза: например, какие электрические лампочки светят на железнодорожных платформах, а какие - внутри города. Он, как бы, взял меня и «встряхнул». Это был очень интересный человек. Даже когда я после 1955 года работал в «Крокодиле», все равно, с большим удовольствием заглядывал к нему.Вообще, первое место работы для журналиста, карикатуриста или художника навсегда остается чем-то особенным и даже святым, так как является, своего рода, «путевкой в жизнь».

С 1956 года Вы сотрудничали с «Вечеркой». Какая из работ для нашего издания запомнилась больше всего?

Я всегда сотрудничал с несколькими изданиями одновременно, но у меня до сих пор хранится первая, опубликованная в «Вечерней Москве», карикатура. Когда я печатался где-нибудь впервые, всегда на память вырезал иллюстрацию и наклеивал в специальный альбомчик. А посвящена она депутатам французского парламента, которые по требованию американцев приняли какое-то решение. Текс звучал примерно так: «Сначала их задобрили, потом они одобрили, однако народ к этому относится неодобрительно».

После этого еще приходилось работать с политической карикатурой?

Практически нет. И это несмотря на то, что Кукрыниксы были моими наставниками. Родители были архитекторами, и один из друзей отца, который учился во ВХУТЕМАСе, договорился о том, что они посмотрят мои работы. И вот я - девятиклассник, пришел к Кукрыниксам! С чемоданом карикатур. А чемодан был тяжеленный, трофейный. Обитый камуфляжем и сколоченный из настоящих досок. Отец с фронта с ним вернулся. Тащить эту махину было практически невозможно, но весь объем рисунков, которые я хотел показать, влезал только в него.

Мастерская была на восьмом этаже дома на улице Горького. Напротив Моссовета, где сейчас располагается книжный магазин «Москва». И вот, значит, показываю я им, с замиранием сердца, свои рисунки… А они увидели, что я подражаю Борису Ефимову, и сразу резко осудили. Но мне, все-таки, повезло - на дне чемодана лежали забытые шаржи на одноклассников. Кукрыниксы с интересом их стали разглядывать, даже друг другу передавать. Потом спрашивают: «Это кто рисовал? Ты?». Я киваю, не знаю, чего и ждать. А они мне: «Вот так и рисуй! Мы видим, что это - абсолютно твоя, индивидуальная рука. И запомни, что ты - личность. Тебе не надо никому подражать».

Как сейчас помню, Куприянов смотрит на меня и говорит: «Ну-ка, скажи мне: «Я - личность!». Я засмущался, конечно, и мямлю: «Вы знаете, я не могу такого в Вашем присутствии сказать», на что он, смеясь, ответил: «Ну ладно, эту фразу мы с тобой еще отработаем», давая мне - подростку понять, что это - не последняя наша встреча. В итоге мы договорились, что я буду к ним раз в полгода приходить и показывать, «как идут дела в рисовании».

У меня до этого была дилемма: идти в в Институт иностранных языков на немецкий, или, все-таки, по рисованию куда-то. После их одобрения я больше не раздумывал - сразу выбрал художественное отделение Полиграфического института.

В каком возрасте начала складываться карьера?

Во время обучения в институте я уже вовсю рисовал карикатуры в «Moscow News», «Известия», «Неделю» и «Пионерскую правду», а в 1956 году пришел в «Веселые картинки» к Ивану Максимовичу Семенову. Редакция располагалась на четвертом этаже, а на шестом был «Мурзилка». Конечно, я зашел и туда. И с 1958 года тоже стал с ними сотрудничать. По другую сторону коридора был журнал «Вокруг света», куда меня сразу позвали вести рубрику «Пестрый мир» о занимательных фактах с разных концов планеты. В итоге, в «Вокруг света» я задержался с 1959 года по 2002 год, а с «Мурзилкой» у нас в этом году 60-летний юбилей.

Как Вы справлялись с таким объемом заказов одновременно?

Вы не представляете, сколько я работал. Параллельно, не переставая сотрудничать со всеми вышеупомянутыми изданиями, я с 1960 года стал оформлять детскую литературу. Когда уставал в книге, шел в «Крокодил» рисовать карикатуры. Надоедало в журнале - отправлялся обратно в книгу. Параллельно еще и в «Здоровье» рисовал. Короче говоря, кто заказывал, тому я и рисовал. Поэтому диапазон у меня становился все более и более широким. Но, сегодня точно можно сказать, что жизнь моя прошла среди карикатуры и рисования для детей.

Какое издание было любимым?

Несмотря на огромный творческий спектр, я заметил, что уютнее всего чувствую себя в книжной иллюстрации. Этот формат позволяет вместить все, что мне хочется. Карикатурой и юмористическими рисунками в газетах и журналах, чаще всего, затыкали пустые места. Например, когда я работал с журналом «Советский Союз», часто оставались замысловатые местечки - не квадраты или прямоугольники, а извивающиеся, как змеи. Вот и придумай какую-нибудь тему карикатуры, врисуй что-нибудь в такое «хитрое» пространство. С одной стороны, я очень любил такие задачки, а с другой - пространство книжной иллюстрации дает свободу для творчества.

К детской тематике Вы пришли благодаря «Веселым картинкам»?

Да, до этого я рисовал карикатуры только для взрослых. Хотя иногда работал с журналом «Физкультура и спорт», где моими героями становились дети. Например, малыши, которые наблюдают соревнования по прыжкам в высоту, где школьник преодолевает планку, установленную на высоте их макушек - не больше метра, а карапузы восторгаются: «Смотрите, он прыгает выше человеческого роста».Как рождаются идеи иллюстраций к детским изданиям? Придумывать что-то к авторскому тексту - это тяжкий мучительный труд или, все-таки, вдохновение?

Все творчество художника-иллюстратора созревает на впечатлениях от окружающей жизни. Надо очень внимательно смотреть, как одеваются люди, какие новые детали появились… Сейчас кажется обычным, что пожилые люди возят за собой сумки-тележки, а каких-то 30 лет назад этого еще не было.. Казалось бы, человечество изобрело колесо две тысячи лет назад, а почему-то только сейчас догадалось поставить на колесики эту сумочку.

А как мир удивительных фантазийных животных, которых Вы изображаете, связан с наблюдением?

Так как иллюстратор является режиссером будущей картинки или книги, он проводит, своего рода, набор действующих лиц или, как это сейчас называют, кастинг. Кукрыниксы дали мне такой совет: «Витя, когда едешь утром в институт и спускаешься по эскалатору, а навстречу тебе люди едут наверх - зря не глазей, а старайся запоминать. Как смотрят женщины, как сумочку держат. Когда приедешь домой, тут же старайся все, что запомнил, нарисовать: и типаж, и манеру стоять». И если ты воспроизведешь хотя бы три-четыре лица, которые видел на эскалаторе, считай, что день прошел не зря». С тех пор у меня вошло в привычку запоминать типажи, которые попадаются мне навстречу.

А потом, когда, предположим, в «Чипполино» надо профессора Грушу, синьора Помидора, или солдат Лимончиков нарисовать, начинаешь из «подсмотренных» реальных образов выбирать себе актеров для «будущего спектакля».

Вообще, большим мастером очеловечивания животных был Аминадав Каневский из «Крокодила». Я у него спрашивал: «Аминадав Моисеевич, как Вы так здорово это делаете? У вас животные и спорят на рисунках, и в платочек чихают…». А он говорил: «Витя, когда рисуешь, меньше думай о животных, а больше думай о человеке. Тогда и у тебя тоже получится».

У Вас есть любимые персонажи?

Я очень люблю рисовать котов. У нас с Андреем Усачевым даже вышла такая книга - «333 кота». Я, при ее создании, конечно, тоже наблюдал за людьми, делал с них наброски, а потом переводил каждого героя из ранга человека в ранг кота. Но, знаете, часто бывает и наоборот: идет человек - ну явно кот! Просто удивительно!

Насколько глубоко нужно прочувствовать авторский текст? Бывает такое, что писатель уже сформировал в голове свое собственное видение иллюстраций и требует работы в конкретной стилистике или просто «стоит над душой»?

Очень редко. Обычно авторы обращаются к тому художнику, которого сами любят. Абсолютное доверие было от Успенского и Михалкова. Барто тоже просила, чтобы книгу дали именно мне. Короче, доверие должно быть полным, иначе у иллюстратора «связаны руки».

А когда художник знает, что может делать так, как захочет, и верит в себя, иллюстрация становится более выразительной и убедительной. Чем больше на тебе ответственности за результат, тем лучше картинки. За раскупаемость детской книги, в конце концов, отвечаем именно мы.

Как Вы считаете, есть ли будущее у детской бумажной книги? Или электронные издания одержат победу?

Во-первых, от экрана портится зрение. Ни один родитель не захочет, чтобы у его ребенка с пеленок «садились глаза». Во-вторых, дети должны учиться реагировать на картинку, расположенную на плоскости листа. Кстати, внимательно изучать мелкие детали особенно удобно на картоне. А уж вызвать у ребенка интерес к изображению на этом картоне - и есть первостепенная задача иллюстратора.

Существуют какие-то профессиональные секреты по привлечению внимания детей?

Малышей всегда волнует борьба добра и зла: если злой персонаж гонится за добрым, ребенку хочется, чтобы последний скорее убежал и скрылся. Или, наоборот, когда положительный герой преследует злодея, чтобы его наказать, ребенок начинает активно болеть за первого. Участие добра и зла - основа любой детской книжки. А вот «Колобок», кстати, - исключение. Когда Лиса, все-таки, съедает героя - для ребенка просто ужасно. Он болел, болел за Колобка: тот, вроде, «и от дедушки ушел, и от бабушки ушел», а тут вдруг не получилось.

Есть, конечно, и еще один вариант: бесконфликтные сказки, типа «Репки». Она, по моему мнению, - просто гениальна. Все кряхтели-кряхтели, тянули-тянули, и ничего не получалась. А тут прибежала такая ничтожная крошечная мышка, и помогла вытащить такую большую репку. Как говорил Платонов: «Без меня народ неполный» (смеется).

Чтобы чувствовать всё так, как Вы описываете, важно самому оставаться в душе ребенком?А как иначе? В любую сказку, которую ты иллюстрируешь, надо верить. Важно сделать все убедительно, а это возможно лишь тогда, когда ты относишься исключительно серьезно даже к самой смешной теме. Дети, как никто другой, чувствуют фальш. Собственно, иллюстрация - это и есть разговор с ребенком. Когда она хорошая - беседа получилась, если плохая - ничего не выйдет. А, вообще, взаимодействие жизни и сказки - очень тонкая штука. Важно примирить наблюдения со своей выдумкой, не позволив одному взять верх над другим.



  • Детям от социализма. Кино.

  • Наши герои ненашего времени ушли навсегда? Корчагин.

  • Про индейцев. Видео.



Загрузка...