emou.ru

Князь ярополк святославович. История России. Ярополк Святославич Почему убили ярополка

Ярополк Святославич
Годы правления: 972-978

Годы жизни: 945-978

Был старшим сыном великого князя Святослава I Игоревича . Великий князь Киевский (972-978гг.). О матери Ярополка ничего неизвестно.

Имя Ярополка состоит из 2-х частей. Яро- (ярый в понятии «яркий, сверкающий») и -полк (полк на старославянском языке означает «народ, толпа»), то есть имя толкуется как «сияющий в народе».

Ярополк Святославич кратко о родне

Во время частых походов своего отца Ярополк жил со своей бабушкой, княгиней Ольгой в Киеве. Впервые имя Ярополка Святославича упоминается в 968 г.в «Повести временных лет», когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в Киеве с тремя внуками, одним из которых и был Ярополк.

В это время Ярополку исполнилось 11 лет. Бояре из его окружения смогли уверить мальчика в том, что князь Олег, его брат, который правил по велению отца в Древлянской земле, его оскорбил, убив сына одного из приближенных Ярополка Святославича . Именно с этих пор между двумя братьями началась непримиримая вражда. В 977 г., когда Ярополку было 16, а Олегу – 15лет, Ярополк выступил в поход на владения брата, следуя наговорам вовеводы Свенельда.

Во время этой войны Олег Святославич погиб. При отступлении в свою столицу Овруч Олега столкнули в общий ров в общей давке и он был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись пишет, что Ярополк очень сильно сокрушался о смерти брата, который был убит помимо его воли.
После этих событий Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.

Ярополк Святославич — внешняя и внутренняя политика

Правление Ярополка Святославича — время дипломатических контактов с Оттоном Вторым, германским императором. Есть сведения, что произошла помолвка Ярополка с Кунигундой, родственницей императора. Никоновская летопись свидетельствует, что к Ярополку Святославичу приходили послы от папы из Рима.

Иоакимовская летопись сообщает об определенной симпатии Ярополка к христианству: «Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую».

Второй брат Ярополка Святославича, Владимир , узнав о междоусобице и ее последствиях, бежал из своего удела — Новгорода. Но он не смог простить смерть брата и в 980 г. вернулся на Русь с варяжской дружиной. Сначала он отвоевал себе Новгород, затем взял Полоцк и затем двинулся на Киев, намереваясь взять его в осаду.

Убийство Ярополка Святославича

В ближайшем окружении Ярополка Святославича оказался предатель, воевода Блуд, вступивший в сговор с Владимиром . Воевода уговорил князя Ярополка Святославича покинуть Киев и укрыться в укреплённом г.Родня на р. Рось. Владимир осадил его и в Родне. После длительной осады в городе начался голод, и это заставило Ярополка Святославича под нажимом Блуда начать переговоры с братом Владимиром .

Когда Ярополк приехал на переговоры к Владимиру, 2 варяга «подняли его мечами под пазуxи». 980-м годом датирует гибель Ярополка и возведение на престол Владимира «Повесть временных лет». А более ранний исторический документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова) дает точную дату вокняжения Владимира Святославича — 11 июня 978 года. Историки, исходя из конкретных хронологических сведений, признают, что вторая дата более вероятна. Скорее всего, убийство князя Ярополка Святославича произошло именно 11 июня.

Сын Ярополка Святославича

Ярополк был женат на бывшей греческой монахине, которая была похищена для него отцом во время одного из многочисленных походов. После смерти Ярополка её взял к себе наложницей князь Владимир , и вскоре гречанка родила сына Святополка - дитя «двух отцов» (как писалось в летописи).

Из исторических источников тех лет не вполне ясно, была ли вдова беременной до гибели Ярополка Святославича, или забеременела от Владимира Святославича уже после того, как была взята в плен. По косвенным данным, князь Святополк все-таки считал своим отцом именно Ярополка, а Владимира ненавидел (известен факт взятия Святополком в заложницы «мачеху и сестёр» Ярослава Владимировича, а это было бы странным, если бы Святополк относил себя тоже к наследникам Владимира).

Ярополк Святославич – великий князь Киевский, старший сын князя . Принадлежит роду Рюриковичей. Правил Ярополк Древнерусским государством недолго – всего 8 лет – с 972 по 980 годы. Это время ознаменовано кровопролитными междоусобными войнами. Став убийцей собственного брата Олега, сам Ярополк пал от рук сводного брата .

Детство и юность

Точная дата рождения Ярополка неизвестна, но историки предполагают, что это был 945 год. Бытует мнение, что все-таки он родился на 10 лет позже – в 955. В замешательство приводит тот момент, что в 945 году его отцу Святославу Игоревичу было всего 3 года. Но немало летописей было уничтожено, поэтому о точности дат сложно говорить.

Отец Ярополка – князь Святослав Игоревич – был великим полководцем, его мало интересовала семейная жизнь. Потому и жену ему выбрала его мать – княжна Ольга. По некоторым данным, это была дочь киевского боярина. Но историк Василий Татищев утверждает, что супругой Святослава стала угорская княжна Предслава. У них родилось двое сыновей – Ярополк и Олег.

Святослав Игоревич в военных походах привык добиваться своих целей любой ценой. Супружескую верность он не стремился сохранять. Поэтому из походов князь привез не одну жену-пленницу. Брат Ярополка Владимир был ему сводным – родила его рабыня княжны Ольги – ключница Малуша.

Впервые имя Ярополка Святославича появилось в «Повести временных лет» в 968 году. Там описывался момент нападения печенегов на Киев. Якобы тогда княгиня Ольга заперлась в городе с тремя внуками.


В 970 году их отец вновь отправился в военный поход, а правление Киевом доверил старшему сыну Ярополку. Через 2 года стало известно, что великий князь киевский Святослав пал в бою с печенегами, и Ярополк стал полноправным правителем Древнерусского государства. Брату Олегу достались Древлянские земли, а Владимиру – Новгородские.

Константин Богданов писал, что все три брата воспитывались порознь, у каждого были свои наставники, они никогда не были близки. С каждым годом недоверие друг к другу только росло.

Правление

Предположительно, на начало правления Ярополку было 27 лет. Вокруг него было предостаточно советников. Но с детства его главным наставником был воевода Свенельд. В «Повести временных лет» описывается инцидент, из-за которого и началась междоусобная война между братьями.


Сын Свинельда охотился в лесах Олега, и молодой князь Древлянский убил его, случайно или умышленно – об этом история умалчивает. Свинельд, мечтая отомстить за жизнь сына, убеждает Ярополка отправиться с войском на Олега. Но есть мнение, что этот отрывок в «Повесть» был вставлен намного позже основного текста и является исключительно легендой.

Так или иначе, в 977 году Ярополк пошел с войной на брата. Преимущество было за Ярополком, и Олегу пришлось бежать. При отступлении в столицу своих земель Олег упал в ров и был раздавлен телами людей и лошадей. Ярополк не хотел смерти брата и крайне опечалился его трагической кончиной. Земли Олега перешли во владение Ярополка.


Когда о случившемся узнал Владимир, он ушел из Новгорода в варяжские земли. В его отсутствие Ярополк посадил в Новгород своего человека. Но вскоре Владимир вернулся, да не один, а с войском. Он быстро убрал ставленника из новгородских земель и отправился на Киев. Разумеется, целью Владимира была не просто месть за смерть брата, но и желание встать во главе Киевской Руси.

По своему характеру Ярополк был милостивым, он вел мягкую внутреннюю политику, например, князь дал волю христианам. Плюс ко всему, он взял в жены гречанку-христианку. Как раз по этим причинам в некоторых летописях отмечают нелюбовь народа к князю. Ведь основная масса людей была язычниками.


Ярополк был первым, кто начал чеканить в Киевской Руси собственные монеты. Они напоминали арабские дирхемы, позже их прозвали «псевдодирхемы Ярополка». Но в любом случае для Древнерусского государства это было большим шагом вперед.

Неплохо справлялся Ярополк Святославич и с внешней политикой. Ему удалось наладить отношения с германским императором Оттоном II. В 973 году он отправил послов в Германию, и даже есть версия, что князь был помолвлен с родственницей Оттона – Кунигундой. Его союз с Германией был тщательно им продуман – создавался он для противостояния Польше и Чехии. Не забыл он кровопролитных войн отца с Византией, поэтому Ярополк заключил новый мирный договор.

Личная жизнь

В «Повести временных лет» говорится, что женился Ярополк на бывшей греческой монахине. Ее захватил в плен отец Ярополка. Его ничуть не смутил монашеский статус женщины, он «расстриг» ее и взял в жены. Но, согласно Переяславско-Суздальской летописи, жена Ярополка постриглась в монахини только после смерти Ярополка, а «расстриг» ее Владимир, соблазнившись на ее красоту.


Ее имя было утрачено. Но после выхода на экраны ей стали приписывать имя Ирина.

После убийства Ярополка Владимир сделал женщину собственной наложницей. По некоторым данным, на тот момент она была беременна, родила сына Святополка. Но этот вопрос вызывает большие дискуссии. Некоторые летописцы считают, что все же отцом Святополка был Владимир. По крайней мере, князь Владимир Святославич назвал его своим законным сыном. И в истории он остался как Святополк Владимирович. Позже стали говорить, что сын гречанки рожден от «двоих отцов».


Также есть информация, что во время брака Ярополка с Ириной к нему засватали . Вывод приходит сам собой – в то время многоженство было законно. Об этом сообщает и . К слову, когда Владимир шел на Киев, он захватил и Полоцк. Зная о сватовстве Рогнеды к Ярополку, он насильно взял девушку в жены, изнасиловав ее на глазах родителей, а после убил их и ее братьев.

Смерть

В завоевании столицы Владимиру Святославичу помог предатель в окружении Ярополка – воевода Блуд. По договоренности с Владимиром он убедил князя покинуть Киев и укрыться в городе Родне. Осада была столь мучительной, что в городе начался голод, и Ярополк решился на переговоры с братом.

Тем более что Блуд уверял князя, что ему ничего не грозит и Владимир не планирует брату причинять зла. Разумеется, в окружении Ярополка были люди, убеждающие его в обратном, но он поверил в слова Блуда и отправился на встречу к Владимиру, где сразу же был убит.


Два варяга вонзили ему острые мечи под пазухи. Предположительно, это случилось 11 июня 978 года. Так Владимир отомстил за смерть Олега и стал Великим князем киевским.

В 1044 году вырыл останки своих дядьев – Ярополка и Олега – и покрестил их кости. После этого перезахоронил их рядом с Владимиром. Правда, по христианским канонам подобные действия запрещены.

Память

  • 1870 – Хмыров М. Д. «Ярополк I Святославич»
  • 2004 – «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко», в роли Ярополка
  • 2006 – мультфильм «Князь Владимир»
  • 2007 – «История Государства Российского», серия 11
  • 2013 – Богданов К. «Викинги и Русь. Завоеватели или союзники?»
  • 2016 – «Викинг», в роли Ярополка

В то время как печенеги убили Святослава, старшему его сыну, Ярополку, было только 12 лет, а братья Ярополка Олег и Владимир, следовательно, еще моложе были, а потому сами они не могли судить в своих княжествах, начальствовать войском и дань собирать. Для этого у каждого из них был боярин, назывался он кормильцем и распоряжался всем, будто князь. У Владимира кормильцем был дядя его Добрыня; кто были кормильцы у двух остальных князей - неизвестно, а только у Ярополка Свенельд получил большую силу, даже когда Ярополк и вырос, то слушался Свенельда. Русские князья очень любили звериную охоту, и у каждого князя были свои леса заповедные, значит такие, в которых никто без позволения хозяина не смел охотиться. Лют, сын Свенельда, был на охоте, заехал в заповедный лес Олега и повстречался там с самим князем. Князь как узнал, что это сын Свенельда, велел его убить. Свенельд очень рассердился на Олега за убийство Люта и уговорил Ярополка воевать за это с братом. Битва у них вышла недалеко от города Овруча; дружина Ярополка одолела, воины Олега побежали к городским воротам, через ров, по мосту, и там стеснилось их так много, что друг друга сталкивали в ров, столкнули и Олега, он там и умер. Когда к Ярополку принесли труп его брата, он горько заплакал и сказал Свенельду: "Порадуйся теперь, сбылось твое желанье". А княжество Олегово взял Ярополк себе. Владимир услыхал обо всем этом, испугался и убежал из Новгорода за море, к варягам. Ярополк послал своего наместника в Новгород и стал княжить во всей Русской земле. Только в Полоцке княжил особый князь Рогвольд, у которого была красавица дочь по имени Рогнеда. Ярополк за нее посватался.

Владимир нанял много варягов, воротился в Новгород и выгнал оттуда наместника Ярополка. Новгородцы этому обрадовались, потому что любили Владимира. Он тоже послал сватать за себя Рогнеду. Рогвольд не знал, которого из двух князей выбрать в зятья, и спросил у дочери, за кого она хочет идти. Она сказала: "Не пойду за сына рабы". Тогда Рогвольд просватал ее за Ярополка. Послы Владимира и Добрыня рассердились, собрали большое войско, пошли к Полоцку, взяли его, убили Рогвольда и его сыновей и заставили Рогнеду выйти за Владимира. Потом пошли они и к Киеву. Свенельда уже не было; Ярополк во всем слушался другого боярина по имени Блуд. Владимир послал сказать Блуду, если он поможет погубить Ярополка, Владимир за это его станет считать вместо отца. Блуд поверил и стал Ярополку советовать совершить зло. Дружина у Ярополка была малая, он не мог в чистом поле биться с Владимиром и потому заперся в Киеве, а Владимир стал перед этим городом с войском. Блуд замыслил злое против своего князя и знал, что киевляне не будут помогать ему в этом умысле, стал говорить Ярополку, что киевляне ссылаются с Владимиром, что лучше уйти от них. Ярополк послушался его и убежал в город Родню. Владимир осадил этот город. Блуд опять стал говорить Ярополку: "Видишь, сколько войска у твоего брата; нам их не одолеть, лучше помирись с ним". Один верный воин из Ярополковой дружины по имени Варяжко советовал своему князю лучше идти к печенегам и просить их помощи, но Ярополк послушался Блуда, пошел к Владимиру; Блуд затворил за ним двери и не велел своим идти за ним, а два варяга из дружины Владимира напали на Ярополка и прокололи его мечами.

Варяги стали очень величаться, что помогли Владимиру завоевать Киев, требовали богатой дани; он им сказал, что дань собирается, а сам собрал войско. Когда они увидели, что у него войска и кроме их довольно, то не посмели буянить и отправились в Царьград. Владимир отпустил их, написал к греческому императору, чтобы он разослал их по разным городам, а не отправлял обратно в Русскую землю, что в ней и без них воинов довольно. Добрыня поехал наместником в Новгород.

Владимир стал княжить в Киеве. Он женился на вдове Ярополка. Тогда русские князья жили все равно как теперь турецкие султаны, женились на многих женах. У Владимира их было 800. Рогнеда очень горевала, так что даже ее прозвали Гориславой. И взяло ее большое зло на Владимира; вспомнила она и смерть отца, и братьев, и то, что он ее почти совсем бросил. Жила она уже не в Киеве, а близ этого города, в селе Предиславине. Раз Владимир заехал туда после охоты и заснул крепко. Рогнеда решилась за все отомстить разом, достала нож и занесла уже руку над грудью князя. Но он проснулся, выхватил у нее нож, велел ей одеться, как она была одета в день своей свадьбы, и дожидаться его. В страхе она научила маленького сына своего Изяслава, что делать. Только что Владимир вошел с мечом в руке, чтобы ее убить, как Изяслав подошел к нему и говорит: "Разве ты думаешь, что ты здесь один?" "А кто же знал, что и ты здесь!" - сказал ему на то Владимир, бросил меч, вышел из комнаты и спросил бояр, что делать с Гориславой. Бояре сказали: "Помилуй ее ради ребенка". Владимир дал ей с Изяславом город Полоцк. Там они и умерли. Род Изяслава стал княжить в Полоцке.

Народ любил Владимира. Он не давал русских в обиду, победил поляков, взял у них города, которые назывались червенскими, победил также болгар, которые жили по Волге. В этом походе был и Добрыня. Болгары хотели было платить дань, но Добрыня посмотрел на них и сказал Владимиру: "Нет, оставь их, они не будут данниками; видишь, они в сапогах, а мы поищем лучше лапотников". Владимир и тем еще угождал народу, что очень честил идолов, поставил в Киеве истукан Перуна, деревянный, с серебряной головой и с золотым усом, а Добрыня поставил истукан Перуна же в Новгороде.

Владимир победил еще ятвягов и когда воротился из этого похода, то старшины киевские сказали: "Кинем жребий, кого принести в жертву Перуну". У славян был тогда обычай иногда и людей приносить в жертву, то есть закалывать перед идолами. Жребий пал на молодого варяга по имени Иоанн. Иоанн и отец его Феодор были христиане. Народ послал к Феодору, чтобы он выдал сына на жертву. Но Феодор сказал им: "У вас не боги, а дерево; ныне есть, а завтра сгниют; не едят, не пьют, не говорят, их сделали люди. Бог один. Он сотворил и небо, и солнце, и звезды, и месяц. А эти боги, что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына в жертву бесам". Народ рассердился, бросился к дому варяга, сломал забор; Феодор встал в сенях с сыном. Народ закричал: "Дай сына богам". А Феодор сказал им: "Если они боги, то пусть сами возьмут его". Народ еще пуще рассвирепел и убил обоих. Оба они святые.

Многие русские призадумались о словах Феодора. А как подумали, то и не могли не сознаться, что варяг говорил правду. Стал раздумывать и сам Владимир и увидел, что вера в Перуна неправая. Тут, кстати, соседние народы стали уговаривать Владимира перейти в их веру. Пришли послы от камских болгар, от немецких католиков, от евреев и от греков. Болгары были магометанской веры. Стали они рассказывать о ней Владимиру, сказали, будто на том свете у каждого магометанина будет в раю по нескольку жен, которые никогда не состарятся. Это понравилось Владимиру, да не понравилось, что магометанам нельзя пить вина и есть свинины. Начали ему немецкие католики говорить о своей вере. Но он сказал, что не примет веры от папы. Кроме тех славянских племен, которые жили в России, были еще их племена ляхи в Польше, чехи в Богемии моравы, сорабы, оботриты и поморяне в Германии и прочие. Тех славян, которые жили в Германии, католики насильно обращали в свою веру и очень притесняли. Так, может быть, поэтому и не хотел Владимир иметь с католиками дело. Евреи тоже хвалили свою веру. Но Владимир спросил их: "Где ваше отечество?". Они сказали: "В Иерусалиме, но Господь во гневе расточил нас по чужим странам". Владимир ответил: "А если Бог вас отверг и расточил, как же вы смеете проповедовать свою веру?" Греческий посланный рассказал Владимиру, как Господь Иисус Христос сошел на землю для нашего спасения, как он вторично придет судить живых и мертвых. Посланник показал князю и картину Страшного суда. Владимир задумался и сказал: "Хорошо добрым и горе злым!" А грек отвечал ему: "Крестись и будешь в раю с добрыми". Однако он не хотел спешить, боялся ошибиться в таком важном деле. Посоветовался с боярами. Они ему сказали: "Всякий свою веру хвалит, а лучше послать в разные земли узнать, где вера лучше". Владимир послал десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. У болгар они нашли бедные храмы, унылые молитвы, печальные лица; у немцев много обрядов, да без красоты и величия. Наконец они приехали в Царьград. Император узнал об этом и сказал: "Пусть они увидят славу Всевышнего". В Царьграде была церковь св.Софии, там велел император показать русским служение патриарха. С патриархом служило множество духовенства, иконостас сиял в золоте и серебре, фимиам наполнял церковь, пение так и лилось в душу. Когда же вышли с великим выходом, народ упал ниц, говоря: "Господи, помилуй!" Русским показалось, что явились ангелы и вместе с людьми славословили Бога. Когда послы воротились в Киев, то сказали: "После сладкого человек не захочет горького; так и мы: увидя греческую веру, не хотим иной". Владимир еще раз созвал бояр посоветоваться. Они сказали: "Если бы вера греческая не была лучше всех, не приняла бы ее мудрая Ольга".

Тогда Владимир решил креститься, но не хотел он просить об этом греков, боялся этим унизить себя, а хотелось их принудить. Вероятно, все слыхали про Севастополь? Так почти на том же месте, где теперь Севастополь, стоял в то время богатый город Херсон, или Корсунь, подвластный греческому императору. К этому-то городу подступил Владимир. Херсонцы долго отбивались. Он велел насыпать вокруг города вал, чтобы оттуда бить херсонцев, но они сами подкопались под стеной и каждую ночь уносили землю, которую русские днем насыпали для вала. Но был, однако же, между ними доброхот Владимира по имени Анастас. Он пустил в стан Владимиру стрелу, на которой было написано: "За тобой с востока колодцы, из которых идет вода в город, перейми ее". Владимир так и сделал. Херсонцы сдались. Он написал тогдашним греческим иператорам Василию и Константину: "Если вы не отдадите за меня вашей сестры, то и с Царьградом будет то же, что с Херсоном". Они отвечали: "Нельзя христианку выдать за язычника, но если крестишься, то получишь и сестру нашу, и вместе царство небесное". Владимир согласился, говоря, что их вера и прежде ему нравилась. Сестра императоров Анна очень опечалилась и говорила: "Иду точно в полон, лучше бы мне здесь умереть". Но братья утешали ее тем, что через ее посредство Господь просветит Русскую землю. С нею приехали к Владимиру греческие бояре и священники. В это время у него разболелись глаза, и он ничего не видел. Царевна сказала ему: "Поскорее крестись, если хочешь исцелиться". Епископ корсунский окрестил Владимира, князь в ту же минуту прозрел и воскликнул: "Теперь только я узнал истинного Бога!" Видя это, окрестились многие из дружины. Владимир женился на Анне и воротился с нею в Русскую землю, а Херсон отдал грекам.

А.О. Ишимова, 1866 г.

Князь русский

Ярополк Святославич, старший сын князя С. Игоревича и неизвестной (по нелетописным данным, венгерской или болгарской княгини); по порядку престолонаследия - четвертый великий князь.

По нелетописным данным, родился около 953 г. в Киеве. В источниках впервые упоминается под 969 г. Весной того же года, когда печенеги осаждают Киев, находится вместе с братьями в городе при своей бабке, княгине Ольге. 11 июля того же года вместе с отцом и братьями оплакивает ее смерть.

Осенью того же года перед тем как окончательно покинуть Киев, его отец раздает княжения своим детям и сажает Ярополка на киевский стол. Весной 972 г. его отец Святослав погибает на днепровских порогах, а в Киев возвращается его воевода Свенельд с остатками дружины.

Весной 973 г. Ярополк отправляет посольство с богатыми дарами в южную Саксонию на императорский съезд в г. Кведлинбург ко двору германского императора Оттона II (умер 7 декабря 983 г.), имея в виду заключение впоследствии военно-политического союза.

В 975 г. между ним и его братом, князем Олегом, владетелем древлянской земли, вспыхивает вражда из-за убийства Олегом Люта, сына воеводы Свенельда. Свенельд уговаривает Ярополка отомстить Олегу и отнять у него волость.

В 976 г. Ярополк идет в поход на печенегов, побеждает их и возлагает на них дань.

В 977 г. Ярополк начинает войну с Олегом. В битве под г. Вручий войско Олега терпит поражение, а сам Олег погибает. Ярополк находит тело своего брата и с плачем предает его земле. Летопись передает слова, с которыми Ярополк обратился при этом к воеводе Свенельду: «Вижь, сего ты еже еси хотелъ?». В том же году, узнав о гибели Олега, другой брат Ярополка, новгородский князь Владимир, бежит за море. Ярополк сажает в Великом Новгороде своих посадников и «бѣ в олодѣя единъ в Руси». Предположительно к этому же времени относится сватовство Ярополка к полоцкой княжне Рогнеде.

В том же году к нему приходят послы из Византии для заключения мира; и «яшася ему по дань », как и отцу, и деду его. Тогда же к Ярополку приходят послы от римского папы Бенедикта VII (умер 10 июля 983 г.).

В 978 г. (по летописи, в 980 г.) его брат Владимир Святославич возвращается в Великий Новгород с варягами и выгоняет из города посадников Ярополка, поручив им объявить брату, чтобы тот готовился к битве. В том же году Ярополк узнает о том, что Владимир захватил Полоцк, убил отца Рогнеды, князя Рогволода, с двумя его сыновьями, а саму Рогнеду взял силой в жены.

Вскоре Владимир выступает к Киеву. Не имея достаточно сил сразиться в открытом поле, Ярополк затворяется в Киеве. Владимир вступает в тайные переговоры с воеводой Ярополка, Блудом, и склоняет того на свою сторону. Блуд замышляет убить своего князя, но это ему не удается в виду настроения киевлян. Тогда Блуд уговаривает Ярополка покинуть Киев. Послушавшись его совета, Ярополк бежит из Киева и затворяется в г. Родне (на устье р. Роси). Здесь Владимир вновь осаждает его. Испытывая страшный голод и опять поддавшись на уговоры Блуда, Ярополк сдается своему брату, хотя другой его воевода, Варяжко, настойчиво советует князю бежать к печенегам.

Владимир принимает брата в теремном дворе своего отца. Когда Ярополк проходит в двери, двое варягов нападают на него и «подъяста и (его. - Д.В. Донской ) ... мечьми подъ пазусѣ» ; воевода Варяжко, ставший невольным свидетелем гибели своего князя, убегает к печенегам.

Похоронен князь как язычник. Первоначальное место погребения неизвестно, а в 1044 г., при князе Ярославе Владимировиче Мудром, останки Ярополка и его брата Олега были крещены. Случай этот не только беспрецедентный в русской истории, но и недопустимый с точки зрения канонических правил христианской Церкви. Запрет введен еще 18 (26) правилом Карфагенского поместного собора 419 г. Тем не менее останки князей были перенесены в Киев и погребены по христианскому обряду в церкви Святой Богородицы Десятинной. Очевидно, что обряд был совершен в отсутствие митрополита-грека Феопемта (40-е гг. XI в.) кем-то из епископов при участии киевского клира. По свидетельству поздних источников, этот обряд совершают три архимандрита, прибывшие из Византии.

Ярополк Святославич был женат на гречанке, бывшей монахине (по нелетописным данным, Предславе), которую его отец привел из Греции «красоты ради лица ея ». (По некоторым нелетописным данным, она умерла в 1034 г.). Единственный сын Ярополка, Святополк, родился уже после смерти отца и был усыновлен сводным братом отца, князем Владимиром Святославичем.

Д.В. Донской

«Рюриковичи. Исторический словарь»

Ярополк Святославич (ум. 11 июня 978) - великий князь киевский (972-978 гг), старший сын князя и Предславы. Пал жертвой междоусобицы.
После смерти киевского князя Святослава остались три сына: старший Ярополк, средний Олег, и младший Владимир. Первые двое были знатного происхождения. Владимир же был сыном Святополка от рабыни Ольги – Малуши. Еще при жизни Святополка дети его были наделены властью. Великий князь разделил свои земли между сыновьями и те правили страной, пока Святослав находился в походах. Ярополк управлял Киевом. Олег – территорией древлян. Младший же сын, Владимир, управлял Новгородом. Новгородцы сами избрали себе в князья Владимира.

Из “Повести Временных Лет”

В год 6481 (973) . Начал княжить Ярополк.
В год 6483 (975) . Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из Киева на охоту и гнал зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих: «Кто это?». И ответили ему: «Свенельдич». И, напав, убил его Олег, так как и сам охотился там же, И поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом, и постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: «Пойди на своего брата и захвати волость его».
В год 6485 (977) . Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей, Ярополк, войдя в город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали его, но не нашли. И сказал один древлянин: «Видел я, как вчера спихнули его с моста». И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре. И пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: «Смотри, этого ты и хотел!». И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть могила его у Овруча и до сего времени. И наследовал власть его Ярополк. У Ярополка же была жена гречанка, а перед тем была она монахиней, в свое время привел ее отец его Святослав и выдал ее за Ярополка, красоты ради лица ее. Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один Русскою землею.
В год 6488 (980) . Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться”». И сел в Новгороде.
И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды – дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов – варягов, словен, чуди и кривичей – и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены. И пошел на Ярополка.
И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми и с Блудом, и стоял Владимир, окопавшись, на Дорогожиче – между Дорогожичем и Капичем, и существует ров тот и поныне. Владимир же послал к Блуду – воеводе Ярополка, – с хитростью говоря: «Будь мне другом! Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него». И сказал Блуд послам Владимировым: «Буду с тобой в любви и дружбе»….
Затворился Блуд (в городе) вместе с Ярополком, а сам, обманывая его, часто посылал к Владимиру с призывами идти приступом на город, замышляя в это время убить Ярополка, но из-за горожан нельзя было убить его. Не смог Блуд никак погубить его и придумал хитрость, подговаривая Ярополка не выходить из города на битву. Сказал Блуд Ярополку: «Киевляне посылают к Владимиру, говоря ему: «Приступай к городу, предадим-де тебе Ярополка». Беги же из города». И послушался его Ярополк, выбежал из Киева и затворился в городе Родне в устье реки Роси, а Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне, И был там жестокий голод, так что осталась поговорка и до наших дней: «Беда как в Родне». И сказал Блуд Ярополку: «Видишь, сколько воинов у брата твоего? Нам их не победить. Заключай мир с братом своим», – так говорил он, обманывая его. И сказал Ярополк: «Пусть так!», И послал Блуд к Владимиру со словами: «Сбылась-де мысль твоя, и, как приведу к тебе Ярополка, будь готов убить его». Владимир же, услышав это, вошел в отчий двор теремной, о котором мы уже упоминали, и сел там с воинами и с дружиною своею. И сказал Блуд Ярополку: «Пойди к брату своему и скажи ему: «Что ты мне ни дашь, то я и приму”». Ярополк пошел, а Варяжко сказал ему: «Не ходи, князь, убьют тебя; беги к печенегам и приведешь воинов», и не послушал его Ярополк. И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк. Варяжко же, увидев, что Ярополк убит, бежал со двора того теремного к печенегам и долго воевал с печенегами против Владимира, с трудом привлек его Владимир на свою сторону, дав ему клятвенное обещание, Владимир же стал жить с женою своего брата – гречанкой, и была она беременна, и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых, была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как прелюбодей. Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка и от Владимира.

Related Posts:

  • Путин, Макрон, Цишань и Абэ на пленарном заседании…
  • Путин В. В. принимает участие в пленарном заседании…


Загрузка...